Стоимость: 1200 руб.

Содержание

1.1. Основные сведения о святках

1.2. Художественные элементы и особенности драматургии святок

1.3. Особенности драматургии праздника «Святки»

1.4. Место народных традиций в театрализованном празднично-обрядовом действии

2.1. Обоснование выбора темы

2.2. Идейно-тематический анализ сценария народного праздника «Святки»

2.3. Замысел сценария народного праздника «Святки», его сценическое решение

2.4. Сценарий народного праздника «Святки»

Заключение

Список использованных источников


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 1200 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1. Основные сведения о святках
Святки (зимние) – время периода, приуроченный к зимнему солнцевороту, который народу показывал солнечный год. Святками православные христиане считают двенадцать праздничных дней между Рождеством (в ночь с 6 января) и Крещением (19 января).
Святки – две недели от Сочельника до Крещения.
Первая неделя предполагается святой, вторая – страшной.
6 ЯНВАРЯ – Рождественский сочельник (кутейник), на кануне Рождества – вечером гадали и выполняли разные магические действия.
7 ЯНВАРЯ – Рождество.
8 ЯНВАРЯ – Бабьи каши – праздник рожениц и повивальных бабок – в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и давали им различную еду, после чего было решено кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили защиты и помощи у пророка Давида—укротителя гнева и музыканта.
9 ЯНВАРЯ – Стефанов день – в этот день батраков нанимали.

1.2. Художественные элементы и особенности драматургии святок
Период празднования: от Рождества до Крещения (по 19 с 7 января по новому стилю). Происхождение, христианский и языческий смыслы праздника.
Художественные элементы святок:
а) танцевальные элементы праздника – круговые пляски, святочные игровые хороводы и др.;
б) музыкальные элементы праздника – народные календарные песни (авсени, колядки, виноградья, таусени, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания; духовные стихи, рождественские церковные песнопения;
в) изобразительные элементы праздника – изготовление «вифлеемских звезд», масок («личин») ряженых, вертепов, пугал и чучел;
г) театрально-игровые элементы праздника – традиционный обход колядовщиками дворов со «звездой» как показ шествия волхвов, отображенного в библейском предании; элементы театрализации в традиционных святочных играх (в покойника и др.), сценки ряженых: вертепные представления, постановка народных драм.

1.3. Особенности драматургии праздника «Святки»
Разработка литературного сценария – особенная часть при построении народного праздника. При составлении режиссерского сценария особое внимание уделяется работе с художником, так как образно-пластическое решение массового представления во многом показывает его идейно – художественную силу. В разрешении такой задачи принимает участие и художник, и звукооформитель (запись и подготовка фонографии). Главные номера и эпизоды должны быть отрепетированы к сводным репетициям. Режиссёр должен решать и вопросы подготовки массовых групп, их на приход сцену, эвакуацию со сцены массы. Работу режиссёра при постановке театрализованного представления можно охарактеризовать как творчески-организаторскую. Массовый народный праздник имеет некоторые средства эмоционального воздействия.

1.4. Место народных традиций в театрализованном празднично-обрядовом действии
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме культурное наследие страны и отдельного региона, исторический опыт. Слово «традиция» происходит от лат. traditio («передача») и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл.
Традиция – это элементы культурного и социального наследия, передающиеся от предков к потомкам и сберегающаяся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение продолжительного времени. Это определенные нормы поведения, общественные установления, идеи, ценности, а также уже знакомые нам ритуалы, обычаи и обряды. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия. Многие исследователи полагают, что традиция – это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия.

2.1. Обоснование выбора темы
Массовые праздники имеют свои исторические, социальные и культурные источники. Массовый праздник – это венец творчества народа для народа. Развитие массовых праздников в любой стране свидетельствует, что их содержание и характер всегда предопределены конкретной общественной ситуацией. Сегодня в режиссуре массовых праздников четко определяются такие формы театрально-концертных зрелищ: театрализующий концерт, театрализующие зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового праздника, при этом каждый из них имеет свою специфику.
В последнее время празднования Святок становятся трендом современной молодежи, однако большинство из них не знают, как правильно поставить театральную сцену, какие драматургические элементы должны там присутствовать. Также Святки содержат много праздников, которые разрешают раскрыть особенности постановки каждого из них. Все это вынуждает к раскрытию данной темы.

2.2. Идейно-тематический анализ сценария народного праздника «Святки»
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
– Образовательные: Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
– Развивающие: Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святочные дни».
Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
– Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Интеграция образовательных областей: Познание, музыкальное развитие, коммуникация, социализация.

2.3. Замысел сценария народного праздника «Святки», его сценическое решение
1. Посвящен празднику «Святки»
2. Предлагаем святочный сценарий тематической игровой программы с элементами театрализованного обрядового действа.
3. Тема: Святки — Сценарий молодежного вечера «Святочная Бараба»
Идея: раскрыть суть народной игры «Бараба»
Сверхзадача: объединить молодежь в пары, и возникнуть новым знакомствам на Святки.
4. Ход : Знакомство
Прием : через активизацию зрителя и вовлечение его в конкурсно-игровую ситуацию.
5. Постановочный план :
Пролог : Веселые скоморохи закликают гостей на представление
1 эпизод : Дискуссия. Рассаживание девушек, выбор пары.
2 эпизод : хоровод и исполняют игровую песню «Яшенька»
3 эпизод: разгадывание загадок для всех. За правильный ответ полагается приз (пирожок).
4 эпизод: загадки загадываются поочередно и индивидуально, то парню, то девушке. Если ответа не последовало, то загадывающий дает задание, а если задание не выполняется, необходимо ответить поцелуем.

2.4. Сценарий народного праздника «Святки»

Святки — Сценарий молодежного вечера «Святочная Бараба»
Святки – время проведения молодежного народного досуга и развлечения. Предлагаем святочный сценарий тематической игровой программы с элементами театрализованного обрядового действа. Это поможет, раскрыв суть народной игры «Бараба», объединить молодежь в пары, и возникнуть новым знакомствам на Святки. Проводится 18 января – в последний день Святок
Действующие лица сценария на Святки: Хозяин, Девки (5 человек). Сцена оформлена в виде горницы. Стол, лавка, самовар, чайные чашки. Звучит музыкальная подборка песен на зимнюю тему или про Святки (если есть).
Проведение святочного сценария:
Голос за кадром:

Раз в январский вечерок
Лез мороз под шубу,
Девки дружною толпой
Собрались на «Барабу».
Вихоревка веселится,
Танцы, песни тут и там.
Слышны шутки, прибаутки,
Кто-то ходит по домам.

Заключение
Таким образом, в данной работе было рассмотрено особенности режиссуры народного праздника на примере святок.
В первой части работы были рассмотрены основные сведения о святках, художественные элементы и особенности драматургии святок, место народных традиций при проведении празднично-обрядового действия.
Выявлено, что святки это совокупность праздников, которые припадают с 7 по 19 января. Чтобы провести сценарий праздника необходимы постановки, костюмы, музыкальные инструменты и т.д., необходимо правильно передать атмосферу праздника, отобразить эмоции и веселье.
Во второй части, приведен постановочный план народного праздника «Святки». Для этого была обоснована и выбрана тема. Проведенный идейно-тематический анализ сценария народного праздника «Святки» показал, как можно построить сценарий праздника. На основании вышеприведенного был поставлен замысел сценария народного праздника «Святки», его возможное сценическое решение.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1 Русcкие простонародные праздники. М., 1837. Вып. II.
  2. 2 Русcкие простонародные праздники и суеверные обряды. М., Вып. II, 1837, с. 29.
  3. 3 Лопарев, Х.М. Самарово – село Тобольской губернии и округа. Материалы и воспоминания о его прошлом. СПб., 1892. 80 с.
  4. 4 Неклепаев, И.Я. Традиционные зимние увеселения взрослой молодежи в районах Северного Приобья. Переиздание материалов очерка И. Неклепаева «Поверья и обычаи Сургутского края», 1903 г. с приложением напевов из сибирских коллекций А. Мехнецова / Сост. Лобкова Г. // Русская традиционная культура. 1996. № 1-2. 150 с.
  5. 5 Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
  6. 6 Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – Ч.1. – 158 с.; Ч.2. – 78 с.
  7. 7 Чичеров, В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. / В.И. Чичеров. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. – 235 с.
  8. 8 Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. – М.: Наука, 1984. – 43с.
  9. 9 Мизов, Н. Праздник как общественное явление / Н. Мизов. – София, 1966. – 124 с.
  10. 10 Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга – М.: Прогресс, 1992. – 462 с.
  11. 11 Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 544 с.
  12. 12 Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.
  13. 13 Кудайбергенов Б.К. Культура современных праздников и обрядов / Б.К.Кудайбергенов, О.Е.Иванов, П.А.Сапронов. – Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1986. – 72с.
  14. 14 Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
  15. 15 Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. …канд.социол.наук. – Саратов, 2001. – 156 с.
4.8
LyubovSergeevna
К работе подхожу ответственно! Гарантирую высокий процент оригинальности без технических накруток. Имею большой опыт выполнения контрольных, курсовых работ, рефератов, а так же отчётов по практике. Буду рада помочь!)