На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Образование единого Российского государства проходило в обстановке острой идейной борьбы, что обусловило подъем общественной, политической и философской мысли. Формирование новой политической структуры затронуло интересы разных слоев общества. Жизнь обозначила важнейшие вопросы: о форме политического государственного строя, характере и природе формирующейся самодержавной власти, о формах управления, месте и роли в нем разных социальных групп, о роли церкви в едином государстве, о правах и обязанностях разных сословий.
Общественная и политическая мысль переживает расцвет в неспокойный XVI век, который оставил глубокий след в истории Руси, а также повлиял на дальнейшее развитие российской государственности. На протяжении XVI и XVII столетия русские авторы Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, старец Филофей, Иван Пересветов, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Юрий Крижанич, Симеон Полоцкий откликались на все острые и злободневные проблемы современного периода, будоражили мысль, волновали умы, формировали общественное мнение. Безусловно, представления этих авторов не были догматами и канонами, они носили полемичный характер. Таким образом, не представляется возможным рассматривать обозначенный период, не принимая во внимание общественные и политические взгляды упомянутых авторов. В этом и состоит значимость выбранной тематики настоящей работы.
Трансформация Московского княжества в Русское государство осуществлялась в сложнейшей и во многом драматической внутренней обстановке, которая получила своеобразное отражение в религиозном сознании русских людей.
Начало XVII столетия в России было отмечено знаковым отечественным явлением – Смутным временем. Его последствия во многом определили характер и динамику дальнейшего развития государства. Смута оставила глубокий след в сознании русских людей, стала для них ключевым событием личной биографии, вехой исторической памяти. Актуальность выбранной темы состоит в том, что и в настоящее время не ослабевает интерес к формированию российского централизованного государства в XVI столетии, и событиям Смуты начала XVII столетия, поскольку в последние годы в отечественной исторической и политической науке значительно возросло внимание к проблемным вопросам России на переломных этапах развития государства. По рассматриваемым событиям было создано огромное количество литературы – от произведений художественной литературы до разноплановых исследований в области истории, политических наук, правоведения.
Объектом настоящей работы выступает общественное сознание русского общества в XVI и XVII столетиях, которое формировалось в значительной мере под воздействием таких событий, как формирование русского централизованного государства и событий смутного времени. Предмет исследования – процесс формирования образов рассматриваемых исторических событий, их содержания в представлениях русских авторов.
Принимая во внимание актуальность темы настоящей работы и недостаточное ее изучение, цель заключается в том, чтобы охарактеризовать представления русских авторов о церковном и общественно-политическом устройстве сформировавшегося централизованного государства, соотнести в них консервативные и новые воззрения, а также сложившуюся на их основе систему ценностей рассматриваемого периода. В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать оценки и суждения Филофея в рамках концепции «Москва – третий Рим»;
• изучить соотношение духовной и светской власти, основываясь на представлениях Иосифа Волоцкого и Нила Сорского;
• рассмотреть представления Ивана Пересветова о роли законов в управлении государством;
• изучить специфику политической и правовой идеологии церковного раскола, основываясь на представлениях патриарха Никона и протопопа Аввакума;
• охарактеризовать политические и общественные суждения Юрия Крижанича, опираясь на трактат «Политика»;
• проанализировать религиозные и общественные идеи Симеона Полоцкого.
Принципы историзма и системности выступают в качестве основных методологических принципов исследования в настоящей работе. Принцип историзма обусловил изучение религиозных и общественных представлений русских авторов в аспекте конкретных условий рассматриваемого периода исторического развития. Принцип системности обусловил комплексное изучение различных представлений русских авторов религиозного и общественного характера, в которых отразились непростые события как периода формирования русского централизованного государства, так и времени Смуты.
Также применялись анализ, обобщение и сравнение информации на основании библиографических источников, которые включают монографии и научные исследования ученых разных периодов.
Методологической базой для выполнения настоящего исследования послужили труды отечественных историков: Вернадского Г.В., Ключевского В.О., Скрынникова Р.Г.; философов – Бердяева Н.А., Галактионова А.А., Никандрова Г.Ф.; ученых в области правоведения и политологии – Козлихина И.Ю., Мачина И.Ф., Лейста О.Э. и ряда других.
Таким образом, имеющаяся в распоряжении база источников является вполне достаточной для продуктивного решения поставленных задач….