Стоимость: 1300 руб.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема пространственного воображения в психолого-педагогической литературе

1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.2. Сущность понятия пространственного воображения и структура пространственного воображения

1.3. Психологические особенности младших школьников

1.4. Использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников

Выводы по главе 3

Глава 2. Особенности развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста на уроках математики

2.1. Уровни развития пространственного воображения у младших школьников

2.2. Роль геометрического материала в формировании и пространственного воображения младших школьников

2.3 Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах

Выводы по главе 3

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного воображения у учащихся на уроках математики

3.1. Исследование исходного уровня сформированности пространственного воображения у учащихся

3.3. Контрольный эксперимент


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 1300 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Введение
В ходе психического развития у ребенка формируются разнообразные действия, и психические процессы и качества. «Психическими процессами являются такие важные функции организма как мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других» [23; с. 105]. Мышление отражает предметы и явления действительности в их признаках, связях и отношениях. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. «Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств» [23; с. 128].
В настоящее время особое внимание исследователей привлекает воображение.

1. Анализ литературы по проблеме исследования
Понятие «воображение» и его роль в жизни дошкольника рассматривалось многими педагогами–исследователями.
Г.А. Урунтаева под воображением понимает психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов представления и восприятия, полученных в прошлом опыте. Также воображением она считает отражение окружающей действительности в неожиданных новых связях и сочетаниях [23; с. 155]. По её мнению, воображение бывает активным и пассивным (продукты воображения не воплощаются в жизнь), творческим (самостоятельное создание новых образов) и воссоздающим (направлено на создание образов, соответствующих описанию), преднамеренным и непреднамеренным.
А.В. Петровский относил воображение к числу высших познавательных процессов, в которых обнаруживается человеческий характер деятельности.

1.2. Сущность понятия пространственного воображения и структура пространственного воображения

Пространственное воображение – это умение мысленно моделировать и «представлять» различные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях [29; с. 1].
Необходимость развития пространственного воображения у детей подчеркивалась следующими педагогами-исследователями: М. Бахтиным, Л.И. Божович, И.А. Бреусом, Н.В. Гончаренко, Е.А. Климовым, A.M. Коршуновым и др.
Воображение возникает в процессе познавательной деятельности. Воображение будет способствовать приобретению новых знаний, если снабдить человека нужным опытом, чем обширнее опыт, тем богаче воображение человека. Без воображения ребенок не сможет учиться, осваивать различные школьные дисциплины, особенно это относится к графическим дисциплинам.
Суть пространственного воображения заключается в способности создавать образы в трехмерном пространстве. Оно является важным компонентом психического развития.

1.3. Психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст – вторая ступень в системе непрерывного образования после дошкольного детства. Данный период называют вершиной детства. В данном возрасте у ребенка происходит смена стиля жизни: он играет новую социальную роль – роль ученика, осваивает новый деятельности – учебную. У ребенка меняются ценности, взгляды, интересы, возникают новые потребности. В младшем школьном возрасте личность ребенка всесторонне развивается, а также формируется и совершенствуется продуктивный интеллект, появляются тенденции к саморазвитию. На данном возрастном этапе у ребенка формируется адекватная самооценка, это может быть связано с успехами в учебе, а также может развиться и заниженная самооценка, которую вызывают неудачи в учебе.
Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми.

1.4. Использование геометрических материалов для развития пространственного воображения у младших школьников
Пространственное воображение – возможность представлять образ предметы в пространстве в трехмерном изображении. Одним из важных средств формирования пространственного изображения является геометрический материал, используемый на уроках геометрии.
Геометрический материал – это образы и символы, являющиеся моделью реальных объектов. Эти модели представлены понятиями (сторона, угол, треугольник, многоугольник и т.д.), которые естественным образом дети стараются расширить. А средством описания моделей является речь. Поэтому, на уроках сначала ввожу модели (геометрические образы), исследуя которые с помощью речи, дети работают в зоне ближайшего развития.
При изучении курса геометрии нельзя опираться только на непосредственное созерцание предмета, необходимо еще уметь оперировать геометрическими фактами и предметными моделями.

Выводы по главе 3
55

Заключение
56

Список литературы
59

Приложение
62

Введение
В ходе психического развития у ребенка формируются разнообразные действия, и психические процессы и качества. «Психическими процессами являются такие важные функции организма как мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других» [23; с. 105]. Мышление отражает предметы и явления действительности в их признаках, связях и отношениях. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. «Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств» [23; с. 128].
В настоящее время особое внимание исследователей привлекает воображение.

2.1. Уровни развития пространственного воображения у младших школьников

Л.А. Кудрякова и другие методисты исследователи считают, что ребенок, постигая окружающий мир, развиваясь интеллектуально, проходит три уровня развития. Эрдниев Б.П. и Эрдниев П.М. выделяют следующие уровни такого развития: 1-ый – знания – знакомство; 2-ой – логический уровень знания; 3-ий – творческий уровень знания. Геометрический материал в начальной школе изучается на первом уровне, т.е. уровне знания -знакомства (например, названия предмет: шар, куб, прямая линия, угол). На этом уровне никакие правила и определения не заучиваются, если ребенок отличает зрительно или на ощупь куб от шара, овал от круга – это тоже знание, которое обогащает мир представлений и слов [19; с. 32].
Пространственное воображение начинает развиваться у детей, начиная с раннего детства. В младенчестве у детей образуются связи между зрительным, слуховым и двигательным анализатором.

2.2. Роль геометрического материала в формировании и пространственного воображения младших школьников

Школьные уроки математики нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления у детей. Учитель видит свою задачу в том, чтобы школьники с его помощью усвоили ещё одну порцию материала. Однако главная его задача – всемерно содействовать развитию познавательных возможностей у учащихся [20; с. 178].
Роль изучения практической математики в начальной школе и в дальнейшей жизни детей велика. Математика способствует развитию логики, мышления, учит ребенка совершать различные операции, анализировать, делать выводы, тренирует память, мышление, а также воображение, в том числе и пространственное. На уроках математики педагог старается обогатить и расширить пространственные представления детей, используя для этого элементы геометрии и геометрический материал. Геометрический материал – это образы и символы, являющиеся моделью реальных объектов.

2.3 Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах

С введением ФГОС НО изменились требования ко всем учебникам школьного курса, в том числе и к методическим пособиям по математике. Они стали не только источником нужной информации, но и моделью развивающего дидактического процесса, средством учебной деятельности. Количество учебников математики в настоящее время значительно увеличилось, это связано с тем, что в практике обучения стали реализовываться различные авторские концепции. Таковыми учебниками стали – пособия Э. И. Александровой, И. И. Аргинской, В. В. Давыдова, Г. Г. Микулиной, А. М. Захаровой, Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон, Л. В. Тарасова, В.Г. Трутнеева и других авторов.
В настоящее время в школьной практике стал пользоваться популярностью такой термин, как «развивающий учебник», который не встречается в дидактический литературе. Он представляет собой комплексную модель развивающего обучения.

Выводы по главе 3
55

Заключение
56

Список литературы
59

Приложение
62

Введение
В ходе психического развития у ребенка формируются разнообразные действия, и психические процессы и качества. «Психическими процессами являются такие важные функции организма как мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других» [23; с. 105]. Мышление отражает предметы и явления действительности в их признаках, связях и отношениях. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. «Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств» [23; с. 128].
В настоящее время особое внимание исследователей привлекает воображение.

3.1. Исследование исходного уровня сформированности пространственного воображения у учащихся

Для определения уровня сформированности пространственного воображения младших школьников 2-ого класса школы № города … нами был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании участвовало 10 детей 2 класса.
Цели исследования:
– выявить уровень сформированности пространственных представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
– изучить проблему развития пространственных представлений у младших школьников в учебном процессе;
– определить уровень развития пространственных представлений у учеников второго класса;
– подобрать методический материал для повышения уровня пространственных представлений у младших школьников.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14.
  2. 2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.– 142 с.
  3. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 93 с.
  4. 4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития./ М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова М.: Изд. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с..
  5. 5. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.
  6. 6. Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников./ Н.Д.Голубева, Т.М.Щеглова - //Начальная школа. - 1996. - №3.
  7. 7. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - М. "Антал" 1995. - 136 с.
  8. 8. Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия». — 368 с.
  9. 9. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе.//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога./ Н.И. Гуткина М.: 1987. с. 19-38.
  10. 10. Долбилин Н.П., Шарыгин И.Ф. О курсе наглядной геометрии в младших классах.// Журнал «Математика в школе». 1990. – № 6.
  11. 11. Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей./Л.Е.Журова и др.- //Начальная школа. 1999. - №8, с. 5-11.
  12. 12. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.
  13. 13. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
5.0
Stark83
Выполняю контрольные, курсовые и дипломные работы на заказ с 2003 г. Практикующий юрист с 2005 г. Приоритеты - пожелания заказчика, оригинальность, срок - все это залог надежной репутации и плодотворного сотрудничества.