Стоимость: 550 руб.

Содержание

1.1 Сенсомоторная деятельность детей старшего дошкольного возраста

1.2 Развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей в онтогенезе

1.3 Развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Анализ и описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 550 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Сенсомоторная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития сенсомоторной деятельности у дошкольников определяется в качестве одного из целевых ориентиров, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Далее – ФГОС ДОО). В ФГОС ДОО указано, что в дошкольном возрасте потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка большое значение приобретает проблема сенсорного воспитания, основой, которого является состояние развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей [22].
Рассмотрим особенности сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста. Согласно Л. С. Выготскому, сенсомоторное развитие детей в возрасте пяти лет соответствует следующим характеристикам [4, с. 102]:
1. Движения: прыгает на одной ноге на месте и в движении, ходит на носочках. Бросает маленький мячик и ловит его кистью. Неплохо рисует карандашом, собирает детский конструктор.
2.

1.2 Развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей в онтогенезе

Рассмотрим особенности развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей в онтогенезе.
Периоду новорожденности соответствует первый месяц жизни. Этот месяц – один из наиболее важных периодов жизни ребенка (именно поэтому его отделяют от периода младенчества), во время которого происходит адаптация к жизни во внешней среде. В этот момент происходит установление жизненных ритмов, перестройка работы основных систем организма (пищеварение, дыхание, терморегуляция, кровообращение) [4, с. 102].
Помогают в этой перестройке в первую очередь врожденные рефлексы, которые служат для обеспечения основных систем организма: сосательный рефлекс в ответ на прикосновение к губам, языку, щекам, защитные рефлексы (например, мигательный и зрачковый) и др. Новорожденные обладают большим потенциалом психического развития.
Как считает Т. Д.

1.3 Развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
К детям с задержкой психического развития, указывает Е. А. Порошина, относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы) [16].

2.1 Организация и методики исследования

С целью определения особенностей развития произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 6 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек. У всех старших дошкольников согласно заключению ПММК диагностировано ЗПР.
Опишем диагностические методики, которые будут использованы в экспериментальном исследовании:
1. Методика «Эталоны» О. М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет) [2, с. 35].
Цель. Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами).
Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Инструкция.

2.2 Анализ и описание результатов исследования

Опишем результаты экспериментального исследования, первой была применена методика «Эталоны» О. М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет). Результаты по методике представлены в Таблице 1 и Рисунке 1 (Приложение).
Таблица 1
Результаты по методике «Эталоны» О. М. Дьяченко
Уровень развития восприятия
Средний балл
Количество человек
%
t-критерия Стьюдента
Высокий
33
2
20
1,23
Средний
22
6
60
2,28*
Низкий
16
2
20
1,24

Таким образом, согласно данным Таблицы 1, значимые статистические результаты в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР были получены по шкале «средний уровень».

Рисунок 1 – Результаты по методике «Эталоны» О. М. Дьяченко
Результаты следующие:
• высокий уровень развития восприятия – 2 старших дошкольника с ЗПР (20%);
• средний уровень развития восприятия – 6 старших дошкольника с ЗПР (60%);
• низкий уровень развития восприятия – 2 старших дошкольника с ЗПР (20%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регуляция сенсомоторной деятельности может быть произвольной и непроизвольной, первая – имеет сознательную цель, она не зависит от каких-либо побуждений. Непроизвольная регуляция сенсомоторной деятельности осуществляется непреднамеренно, импульсивно, последствия собственного поведения заранее не предполагаются.
Произвольная регуляция сенсомоторной деятельности осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс произвольной регуляции сенсомоторной деятельности способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46-50.
2. Венгер, Л. А. Психолог в детском саду [Текст] / Л. А. Венгер. – Москва : ИНТОР, 1995. – 64 с.
3. Врачеян, Н. А. Сенсорное развитие дошкольников с огранчиенными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Н. А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 495 с.
5. Гниденко, О. А. Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами [Электронный ресурс] / О. А. Гниденко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 23-25. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9415/ (дата обращения: 18.05.2019).
6. Забегайлова, И.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46-50.
  2. 2. Венгер, Л. А. Психолог в детском саду [Текст] / Л. А. Венгер. – Москва : ИНТОР, 1995. – 64 с.
  3. 3. Врачеян, Н. А. Сенсорное развитие дошкольников с огранчиенными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Н. А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
  4. 4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 495 с.
  5. 5. Гниденко, О. А. Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами [Электронный ресурс] / О. А. Гниденко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 23-25. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9415/ (дата обращения: 18.05.2019).
  6. 6. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной регуляции [Текст] / И. В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – Москва : Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
  7. 7. Киселев, С. Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Киселев, В. И. Лупандин, И. Е. Ткачук. // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 36-42.
  8. 8. Конопкин, O. A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности [Текст] / O. A. Конопкин. – Москва : Ленанд, 2011. – 320 с.
  9. 9. Корнетов, Г. Б. Педагогика Марии Монтессори: воспитание свободой [Текст] / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. – 2015. – № 3 (35). – С. 68–79.
  10. 10. Лонская, Д. В. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием [Электронный ресурс] / Д. В. Лонская. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
5.0
user575492
Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.