Стоимость: 450 руб.

Содержание

1.1. Психолого-педагогические подходы к пониманию проблемы ценностных ориентаций

1.2. Психологические характеристики пожилого возраста

1.3. Ценностные ориентации пожилого возраста

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

2.1. Программа исследования

2.2. Анализ результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 450 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1. Психолого-педагогические подходы к пониманию проблемы ценностных ориентаций

Проблема человеческих ценностей и ценностных ориентаций в ее историко-философском, онто-гносеологическом и аксиологическом аспектах обсуждалась с древнейших времен до наших дней.
Античная философия, носившая в целом космоцентричный характер, разрабатывая антропологическую проблематику, видела ценность в постижении высшей гармонии человека и космоса [19, с. 3].
В XIX в. этот вопрос стала предметом многочисленных социальных исследований, получивших название аксиологических [23, с. 17].
На сегодняшний день только в российской научной литературе имеется более ста определений понятия «ценность». Подобное многообразие, как представляется, возникло в результате стремления авторов анализировать ценности под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями.

1.2. Психологические характеристики пожилого возраста

Современная социально-культурная ситуация в мире вообще и в России в частности складывается под влиянием ряда факторов, к числу которых следует отнести изменение демографической структуры населения в сторону его старения. По официальным данным Организации Объединенных Наций, уже к 2025 г. 15% населения планеты, то есть более 1 млрд. человек достигнут возраста 60 лет и старше, а к 2050 г. численность пожилых людей возрастет до 2 млрд. человек [26, с. 167].
При этом место старости в возрастных периодизациях достаточно разнопланово. Достаточно интересен тот факт, что в России в 1 половине 19 в. пожилые входили в состав «цветущего поколения» и ограничивались возрастом 45-60 лет, который в настоящее время рассматривается (по данным ВОЗ) как средний возраст. Д.Б. Бромлей выделяет длительную фазу взрослости, в которой непосредственно старость выделена для возраста от 70 лет.

1.3. Ценностные ориентации пожилого возраста

Как было установлено выше, пожилой возраст характеризуется множеством психологических изменений, нередко – интеллектуальным и эмоциональным «уходом» в собственный внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением уже прожитой жизни, самого процесса старения. В связи с этим представляется чрезвычайно важным сделать акцент на системе ценностей пожилых людей, которая составляет основу их отношения к самому себе и другим людям, основу мировоззрения и жизненной концепции.
В качестве примера можно рассмотреть результаты исследования, проведенного С.В. Гридневой и А.И. Тащевой с участием 90 респондентов, условно разделенных по критериям пола на равные по объему группы, в возрасте от 60 до 75 лет, имеющих различное образование, семейное и социальное положение. Методический инструментарий был представлен опросниками «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Опросник терминальных ценностей», «Свободная семантическая оценка» и тестами С.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

На сегодняшний день только в российской научной литературе имеется более ста определений понятия «ценность». Подобное многообразие, как представляется, возникло в результате стремления авторов анализировать ценности под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями.
При этом в психологии ценностью для индивидуума выступает любой жизненно-важный субъект.
Таким ценностям присуща высокая осознанность: они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат ориентаций фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида.
Отсюда ценностные ориентации можно определить как явление, формирующее направление и содержание деятельности человека, характеризующее общее отношение личности к себе и миру, придающее смысл поведению и поступкам, в результате чего внутренняя система ценностных ориентаций человека являет его отношение к окружающей действительности.

2.1. Программа исследования

В соответствии с заявленной темой работы нами было проведено исследование по определению особенностей в формировании ценностных ориентаций пожилых людей, живущих в различных социальных условиях, а именно в семье и в одиночестве.
Практическая работа осуществлялась в два традиционных для психологии этапа:
1. На организационном этапе осуществляется теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизируются цели, предмет, объект и методы исследования, формулируется гипотеза, проводится обоснование особенностей формирования ценностных ориентаций семейных и одиноких людей пожилого возраста.
2. На констатирующем этапе осуществляется выбор методик для изучения выделенной проблемы, проводится диагностика и анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие 60 пожилых людей в возрасте 65-75 лет, из них:
• 30 человек проживают в семье;
• 30 человек проживают в одиночестве.

2.2. Анализ результатов исследования

На констатирующем этапе исследования имел место опрос двух групп испытуемых – одиноких пожилых людей и людей, живущих в семье, с последующим подсчетом результатов и их интерпретацией.
На рисунке 1 отображены чаще всего встречающиеся на первом месте терминальные ценности, представленные в опроснике М. Рокича, которые выбрали для себя одинокие испытуемые.

Рисунок 1 – Распределение наиболее часто встречающихся терминальных ценностей у одиноких пожилых людей, %

Согласно полученным данным, одиноко живущие люди пожилого возраста одной из важнейших для себя ценностей считают здоровье (36,7%), что неудивительно: во-первых, процессы старения сопровождаются ухудшением здоровья, причем зачастую сразу в нескольких направлениях, а, во-вторых, в сложившейся жизненной ситуации таким людям обычно приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы, поэтому стабильно хорошее самочувствие здесь является особенно важным.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В исследовании ценностных ориентаций пожилых людей приняли участие 60 человек в возрасте 65-75 лет, из которых 30 человек живут в семье, 30 человек являются одинокими.
Целью работы стало определение различий в ценностных ориентациях одиноких и семейных пожилых людей.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о наличии таких различий.
Проверка гипотезы осуществлялась с применением двух диагностических методик:
• теста Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций»;
• ценностного опросника Шалома Шварца (тест ценности Ш. Шварца).
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что главной ценностью и для одиноких, и для семейных пожилых людей является, здоровье, что вполне естественно в данной возрастной категории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценностная система представляет собой многомерное динамическое пространство и пространство это не линейно. Более того, в жизни современного общества именно ценностные ориентации фактически управляют поведением человека, представляя собой широкую систему отношений личности к миру, ближнему, человечеству, различным объективным и субъективным явлениям и процессам. Они выражают отношение к совокупности этих объектов действительности, регулируют общий подход к содержанию человеческой деятельности и формам поведения личности, разворачивающийся в целях, идеалах, интересах, планах, принципах, убеждениях, способствующий целеполаганию человека, раскрывающийся через оценки, решения, избираемые линии поведения и представляющие значимые элементы внутренней структуры личности.
Актуальной проблемой сегодня является изучение ценностных ориентаций пожилых людей в возрасте от 55 лет и старше. Это наиболее сложный для человека период жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 2004. – №5. – С. 63-70.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2014. – 384 с.
3. Арушанян, Г.Р. Понятие «ценность» в современной философской литературе / Г.Р. Арушанян, О.В. Загорская, Л.С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2014. – №4 (14). – С. 39-49.
4. Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / М.И. Бобнева, О.И. Зотова // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1995. – С. 241-255.
5. Галиченко, А.Ю. Ценность как психолого-педагогическая категория / А.Ю. галиченко, М.Н. Киреев, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – №4 (8). – С. 130-137.
6. Гирфанова, Э.С. Активизирующий потенциал театра в социальной работе с пожилыми / Э.С. Гирфанова. – СПб.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Списки ценностей в методике М.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 2004. – №5. – С. 63-70.
  2. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2014. – 384 с.
  3. 3. Арушанян, Г.Р. Понятие «ценность» в современной философской литературе / Г.Р. Арушанян, О.В. Загорская, Л.С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2014. – №4 (14). – С. 39-49.
  4. 4. Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / М.И. Бобнева, О.И. Зотова // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1995. – С. 241-255.
  5. 5. Галиченко, А.Ю. Ценность как психолого-педагогическая категория / А.Ю. галиченко, М.Н. Киреев, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – №4 (8). – С. 130-137.
  6. 6. Гирфанова, Э.С. Активизирующий потенциал театра в социальной работе с пожилыми / Э.С. Гирфанова. – СПб.: Питер, 2016. – 65 с.
  7. 7. Гриднева, С.В. Смысложизненные ориентации людей пожилого возраста / С.В. Гриднева, А.И. Тащева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – №12/3. – С. 37-41.
  8. 8. Гузева, М.В. Ценнсти и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания / М.В. Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №2 (15). – С. 40-43.
  9. 9. Елишев, С.О. Изучение понятия «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. – 2013. – №2. – С. 82-96.
  10. 10. Жуков, Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1996. – С. 254-278.
  11. 11. Забегалина, С.В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности / С.В. Забегалина // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – №1. – С. 22-28.
  12. Бессознательное человека // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/психология/бессознательное_человека/
4.21
Anka3107
Педагог. Занимаюсь научной деятельностью. Имею опыт в написании курсовых, дипломных, контрольных, тестовых работ, рефератов, статей, докладов, сочинений, эссе, ответов на билеты к экзаменам. Пишу стихи.