На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

1.1. Понятие и закономерности самообразования

С точки зрения философии, самообразование является процессом познания, основной компонент которого – рефлексия, а результат – новые знания. Познание – целенаправленное и активное освоение человеком окружающего мира и его законов; процесс приобретения, углубления, обогащения и уточнения знаний. Самообразование – одна из форм познания.
Деятельность – проявление активного отношения человека к окружающей действительности [6, с. 51]. Человек побуждается к деятельности различными потребностями, цель придает деятельности некую направленность. Деятельность выступает необходимым условием развития человека.
Самостоятельная познавательная деятельность – проявление активного отношения личности к познанию. Это деятельность, направленная на овладение новыми знаниями и компетенциями, достижение более высокого интеллектуального и профессионального уровня [25].

1.2. Профессиональные компетенции и самообразование педагога

Известен тезис К.Д. Ушинского: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам» [24, с. 3]. Только при условии постоянного профессионального совершенствования педагог может соответствовать требованиям времени. Г.М. Коджаспирова подчеркивает, что без самообразования невозможно решить вопрос роста педагогического мастерства [9, с. 8].
Профессиограмма педагога разработана В.А. Сластениным. Модель идеального педагога включает в себя, в числе прочего, познавательную направленность, эрудицию, познавательные интересы и потребности, активность, готовность к педагогическому самообразованию, индивидуальный стиль педагогической деятельности. Ориентир деятельности педагога – профессиональный долг, любовь к детям, высокий профессионализм, профессиональная работоспособность [22].
Система профессиональных компетенций педагогов начальной школы имеет определенные особенности.

2.1. Этапы, принципы и условия организации самообразования педагогов

Для успешного осуществления процесса самообразования необходимо прохождение ряда этапов. Предложенный алгоритм может быть реализован, – как индивидуально учителем, так и организованно – методической службой школы с целью помощи педагогам в профессиональном росте.
Первый этап – диагностический. Включает оценку профессиональных и личностных свойств, исходный срез уровня подготовки. Выявленные проблемы обобщаются.
В качестве методик самоанализа используются, например, «Анкета молодого специалиста», анкета «Проблемы в вашей работе» и т. п. Разработаны и методики, определяющие уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации определенных видов работы – по развитию речи детей, изобразительной деятельности, физической культуры, организации здорового образа жизни, взаимодействию с родителями. Это, например, «Диагностика уровня готовности педагогов к организации речевой работы с детьми» (С. Молчанов и Г.

2.2. Различные формы методической работы как помощь
в самообразовании педагогов

Практика показывает, что педагоги начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива, школа имеет налаженную систему методического сопровождения профессионального роста педагогов.
Методическое сопровождение – это, в первую очередь, поддержка. Положительные стороны сопровождения от директивных методов заключаются в сохранении максимума свободы и ответственности педагогов за выбор вариантов решения собственной проблемы. Цель методического сопровождения: оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем профессионального становления.
На практике чаще всего модель методической работы в школе выстраивается по такой схеме (Рис. 2 Приложения 3).