На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Теория «смешанного государственного устройства» Аристотеля.
В начале своего труда Аристотель, критически разбирая все известные ему попытки стабилизации полиса, принципиально отвергает государствоцентричный способ решения проблемы Платоном. По его мнению, стремление “сделать государство чрезмерно единым не может служить выходом из проблемы. Коренная ошибка проекта Платона состоит “в неправильности его основной предпосылки. Дело в том, продолжает Аристотель, – что следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Если же единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом”.
Поэтому тоталитарной программе “абсолютного единства” (подчинения интересов “части” интересам “целого”) Аристотель противопоставляет идею “относительного единства”, основывающуюся на достижении сбалансированного сочетания “частных” интересов и предполагающую “счастье” каждого отдельного элемента. Ведь иначе теряется и сам смысл объединения в государстве, которое создается не ради него самого, а для того, “чтобы жить счастливо” и стремиться к “благоденствию всех”.
Главным для Аристотеля везде являются внутренние принципы организации власти, то, ради чего она действует: субъектом власти может быть один человек, немногочисленные группы, большинство народа – главное, чтобы их власть бьша не абсолютной, а относительной, не безграничной, а регулируемой. Произвол демоса ничуть не лучше произвола тирана: в одном случае он основывается на личных распоряжениях одного человека, а в другом – на “псефизмах” (декретах) народа, там мы имеем дело с одноголовым тираном, а здесь с тираном многоголовым.
Политический порядок, устанавливающий состояние равновесия между противоположными силами и частями общества возможен, по Аристотелю, лишь при соединении арифметического и геометрического принципов, идеи количественного и идеи качественного представительства так, чтобы в “смешанном” государственном строе “были представлены как бы оба начала вместе и ни одно*из них в отдельности”.
Наиболее полная реализация замысла “смешанной” формы властвования возможна в политии – системе правления и качественного, и количественного большинства граждан. По мнению Аристотеля, фундаментальной основой устойчивой “правильной” демократии может служить “средний элемент”, соединяющий в себе преимущества количественные с преимуществами качественными. Только “средний класс” в состоянии установить в полисе равновесие между противостоящими друг другу крайностями, и поэтому “только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость. Средние слои”, соединившись с той или иной крайностью”, “обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников”, нейтрализуя давление актуальной на данный момент негативной тенденции. Устанавливая своего рода соразмерность качества и количества, “средний элемент” интегрирует в себе интересы всех противостоящих начал и групп общества.
Часть выполненной работы
Система гильдии – это закрытая система ре…
Купить уже готовую работу
Так же вы можете купить уже выполненные похожие работы. Для удобства покупки работы размещены на независимой бирже. Подробнее об условиях покупки тут.