На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Термин «средние века» возник в эпоху Возрождения и понимается, как правило, как переходный этап между периодом античности и эпохой Возрождения.
Часто условным начало эпохи средневековья считают от 5 века нашей эры, когда Римская империя прекратила свое существование. Рим был взят в 410 году вестготами, а в 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего римского императора Ромула Августа отречься от престола, таким образом римская империя прекратила свое существование.
Эпоху средневековья можно условно разделить на три части:
1. Ранее средневековье. От падения Рима до создание империи Франков.
2. Зрелое средневековье. От падения империи Карла Великого до Крестовых походов.
3. Позднее средневековье. От Крестовых походов до начала эпохи Возрождения в 14-15 веках.
Рад исследователей называют символическим окончанием эпохи средневековья дату коронации поэта Петрарки 8 апреля 1341 года. Ему вручили лавровый венок именно за его творчество. Это было важно, т.к для средневековья была характерно теоцентрическое понимание устройство мира. Бог был в центре мира. Он был условием и причиной существования мира. Все было во власти бога, в том числе творчество, которое могло идти только от бога, но никак не от самого художника. У художника не было своего имени. Человек средневековья это верующий христианин прежде всего и уже потом ремесленник или крестьянин. Коронация Петрарки означала, что теперь человек может быть самостоятельным творцом произведения искусства. До этого короновать было просто некого, т.к все было создано богом, а человек был лишь инструментом в руках бога. Вплоть до IV в. господствующим направлением в философии был неоплатонизм. Ему на смену пришла патристика или учение отцов церкви. На смену патристики пришла схоластика. Такое деление максимально упрощено и схематично. Разница между этими периодами в развитии мысли условна и необходима больше для удобства изложения.
Вопрос об отношении к античному наследию был одним из важнейших как для отцов церкви так и для всех последующих мыслителей. Отцы церкви старались взять из античности только то, что как им казалось, не противоречит догматам христианства. Они истолковывали античных мыслителей в христианском ключе. Старались продемонстрировать, что христианство уходит своими корнями глубок в античность. Христианский бог был трансцедентным миру людей в отличие от языческих богов, которые почти всегда были рядом с человеком и, если не жили, то помогали ему. В христианстве, люди стремились воссоедениться с богом, т.е спастись. Для этого было необходимо понимать библию правильно. Правильному пониманию корпуса библейских текстов обучали сначала в монастырских школах, а затем в университетах. В XII в. появляются первые университеты. До этого образование можно было получить только в монастырских школах. С приходом университетского образования появляется, пускай и не радикальная, но альтернатива монастырскому теологическому образованию. Университет постепенно становится интеллектуальным и культурным центром. Как правило, обучение начинали с изучения семи свободных искусств. Студенты изучали риторику, грамматику, арифметику, геометрию, физику, астрономию, диалектику, музыку. Дальше можно было выбрать себе специализацию — изучать богословие или юриспруденцию, философию и так далее. В XII в. в архитектуре возникает стиль готика и почти все то, с чем в обыденном сознании ассоциируются средние века — рыцарский роман, книжная миниатюра, лютневая музыка и многое другое. Если Античности люди жили всегда «теперь» всегда в настоящем, то в средние века люди акцентируются на мимолетности, сиюминутности настоящего и обращаются к будущему, к смерти тела, которое знаменует собой рождение души.
Исторически сложилось так, что начиная с XIV в. на средние века смотрели как на темные века в истории человечества. Такое отношение было инициировано философами эпохи просвещения. Они выступали с критикой всего религиозного и, как следствие, эпоха схоластики, когда в центре внимания мыслителей была идея божественного, была придана забвению или же ее преподносили в негативном ключе. Много позже, Гегель увидел в средневековье эпоху бесконечной лжи и господство «черной ночи».
Такое отношение не способствовало возникновению исследовательского интереса как к эпохе в целом так и к отдельным ее теоретическим изысканиям.
От всей многовековой истории средних веков до нас дошли лишь несколько работ, посвященных теории живописи. В тоже время много больше книг написано по теории музыки. Первый дошедший до нас трактат посвященный живописи относят к концу XI началу XII вв. Это работа монаха Теофила, она называется «Сочинение о различных искусствах». Этот феномен можно объяснить тем, что если живопись считалась ремеслом, то музыка уже была в том числе теоретической дисциплиной, которой обучались в университете. Впрочем и ремесленные занятия и то, что изучали на факультете искусств обозначалось одним словом «ars».
Известный медиавист Умберто Эко в своей книге «Искусство и красота в средневековой эстетике» делает акцент на знаковой или семиотической составляющей средневековой теории искусства. В целом его книга отличается фрагментарностью изложения. Он больше цитирует мыслителей чем анализирует сам.
Среди отечественных авторов, которые обращались к исследованию именно теории искуссва в средневековье можно назвать В.В. Бычкова и его книгу «Эстетика Аврелия Августина»….