На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

Эпоха Возрождения является одной из самых значимых эпох в истории западноевропейской цивилизации. Именно в период Возрождения наблюдается начало частичного освобождения от религиозной традиции Средневековья, которое доминировала в художественном и философском творчестве. Необходимо отметить, что эпоха Возрождения в целом, и эпоха Северного Возрождения в частности, есть переходный исторический период. Данная переходность проявляет себя во всем – в политической, философской, эстетической мысли, в разнообразных произведениях искусства. Эпоха Возрождения синтезирует в себе старое, средневековое религиозное мировоззрение с пантеистическими представлениями, обожествляющими природу. Подобная особенность периода Возрождения значительно осложняет его изучение ученым историком, поскольку требует от него высокого уровня компетенции не только в области исторической науки, но и в таких гуманитарных дисциплинах как философия, культурология, искусствоведение. Сложность изучения данного периода частично обосновывает его актуальность.
Говоря конкретно о Северном Возрождении, которое реализовывалось в таких странах как Нидерланды, Германия и Франция, следует сказать, что, несмотря на имеющуюся научную литературу по данному периоду, он по прежнему остается мало изученным с позиций именно исторической науки. Отдельный интерес представляет собой анализ тех влияний, которые оказывала народная культура на творчество мастеров Северного Возрождения.
Говоря об историографическом материале, который был наработан в гуманитарной науке по периоду Северного Возрождения, следует сказать, что эта эпоха пользуется большой популярностью в первую очередь у искусствоведов. Все известные нам работы, посвященные Северному Возрождению, мы поделим по принципу отношения их к тому или иному разделу гуманитарного знания. Таким образом, все имеющиеся исследования можно поделить на философско-культурологические, искусствоведческие и исторические.
Среди философско-культурологических исследований необходимо отметить работы таких русских философов как Н.А. Бердяев «О смысле творчества»1, П.А. Флоренский «Обратная перспектива»2, А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения»3. Общность позиции указанных выше исследователей заключается в негативном понимании эпохи Возрождения в целом. Она представлялась как начало буйства субъекта, разнуздывание человеческой субъективности, начало процесса отдаления от метафизических оснований человеческого бытия. Схожего мнения придерживались и западноевропейские философы, к примеру, такие как Э. Левинас и М. Фуко. К философско-культурологическому направлению также можно отнести знаменитую работу австрийского, по происхождению, исследователя Отто Бенеша «Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями»4. В своем труде автор анализирует философские основания искусства периода Северного Возрождения, эксплицирует тот «душевный механизм», который фундировал собой возникновение мировоззренческой системы координат эпохи Северного Возрождения.
Говоря о представителях исторического направления в изучении периода Северного возрождения необходимо отметить «Историю Франции» Жюля Мишле, а также Якоба Букхарта и его работу «Культура Возрождения в Италии»5, в которой частично затрагивается интересующий нас период Северного Возрождения. В трудах данных исследователей Возрождение впервые было осмыслено в качестве внутренне структурированного периода европейской истории, смысл которого заключается не только в подъеме наук и искусств, но и в открытии мира и человека. После Буркхардта маятник вновь качнулся обратно – начался так называемый «бунт медиевистов». Э.Жебар «Начала Возрождения в Италии», «Мистическая Италия»1, Г.Тоде «Франциск Ассизский и начало ренессансного искусства»2, К. Бурдах «Реформация. Ренессанс. Гуманизм»3, обращают внимание на то, чем Ренессанс обязан Средним векам, выделяют его религиозную составляющую и ищут его истоки в обновленном религиозном сознании XIII столетия.
Искусствоведческое направление в историографии Северного Возрождения, пожалуй, представлено наибольшим числом работ. Среди работ отечественных искусствоведов следует выделить «Живопись северного ренессанса»4 К.С. Гармаша, «Нидерландский портрет XV в. Его история и судьбы» Н.М. Герщензон – Чегодаева, «Живопись Нидерландов»5 А.С. Левицкий и пр. Отдельное место занимают библиографические описания жизни и творчества различных художников, относящихся к культурному периоду Северного Возрождения. Данные биографии также принадлежат перу искусствоведов. Среди наиболее значимых работ вышедших в данном жанре можно обозначить такие как «Брейгель»6 Н.М. Герщензон – Чегодаева, «Босх» А. Девитина, «Ян ван Эйк» К.С. Егорова и пр.
Источники, которые использовались в работе, возможно поделить на письменные (литературные памятники эпохи) – труды таких представителей Гуманизма и Северного Возрождения, как Гуарино Веронезе, Леон Баттиста Альберти, Пико Делла Мирандола, Манетти, Франсуа Рабле. В работе также были использованы изобразительные источники, произведения таких мастеров Северного Возрождения как Брейгель Старший, Ван Эйк, Альберт Дюрер.
Объектом работы выступает эпоха Северного Возрождения.
Предметом работы является элемент народной культуры в искусстве Северного Возрождения.
К специально-историческим методам, которые были использованы при написании работы, относятся:
– историко-генетический, который помог рассмотреть эпоху Возрождения в ее динамике;
– историко-сравнительный, при его помощи были выявлены общие и частные черты у эпох Итальянского и Северного Возрождений. Также данный метод позволил рассмотреть в сравнительной перспективе мировоззрение исторических периодов Средних Веков и Возрождения;
– историко-системный, на основании данного метода было выявлено место и роль народной культуры в искусстве Северного Возрождения.
Целью исследования является выявление влияния народной культуры на искусство периода Северного Возрождения.
Для решения данной цели необходимо поставить и решить следующий ряд задач:
– выявить основные особенности эпохи Возрождения;
– дать характеристику искусству Северного Возрождения;
– рассмотреть феномен народной культуры;
– эксплицировать элемент народной культуры в произведениях мастеров Северного Возрождения (на примере Брейгеля Старшего)….
   
4.3
4erynka
Техник-программист, магистр экономики. Общий стаж выполнения работ более 7 лет. Специализируюсь на экономических дисциплинах, математике, статистике.