Стоимость: 850 руб.

Содержание

Введение

Актуальность

1.1. Понятие невротических расстройств у детей дошкольного возраста

1.2. Виды и особенности невротических расстройств у детей дошкольного возраста

1.3. Психические особенности развития невротических проявлений у дошкольников

1.4. Факторы, влияющие на появления невротических расстройств у детей дошкольного возраста

1.5. Роль семьи и родителей в формировании нервной патологии у дошкольников

2.1. Организация исследования

2.1. Организация исследования

2.1.2. Описание выборки / материалов исследования

2.1.3. Методы и методики исследования

2.1.4. Методы математико – статистической обработки данных

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Выводы эмпирической части

Практическое применение

Рекомендации

Заключение

Литературный список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 850 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Введение
Для человека важна социальная среда, тем более для ребенка. Общество напрямую влияет на формирования личности ребенка. Чрезмерная ранняя тяга родителей к обучению ребенка, привитию навыков самостоятельности, гигиены и самоконтроля ведут к психологическому прессингу. Родители диктуют правила поведения ребенка, обязывают их думать определенным образом. Родители хотят иметь возле себя «удобного» ребенка, который с ранних лет может обслуживать себя и соответствовать стандартам успешного общества. Искренность, внезапность и спонтанность поведения ребенка не приемлема. Детские игры не серьезны. Буквы и цифры вытесняют образное мышление. Искажается эмоциональность и глушится детская непосредственность. По данным исследований Захарова А. И. к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Главной опасностью невротических проявлений и их последствий является отношение к этому заболеванию.

Актуальность
Чрезмерные интеллектуальные и физические нагрузки, неправильное детско – родительское эмоциональное взаимодействие, часто могут вести к невротизации ребенка. Невротические расстройства являются психогенным заболеванием. На их возникновение и развитие оказывает влияние множество факторов, к которым относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера. Повышенная невротичность – это серьезная проблема, оказывающая влияние на все сферы жизнедеятельности ребенка. В этой связи представляется важным исследование механизмов, форм и предпосылок процессов возникновения невротических проявлений у детей дошкольного возраста с наличием высокой степени занятости.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практической психологии, разработке тренинговых программ для детей и родителей, а также в практике оказания психологической помощи.

1.1. Понятие невротических расстройств у детей дошкольного возраста
Невротические расстройства – обратимое расстройство нервной системы, не имеет прогрессивного распада личности, как наблюдается это при шизофрении и психозах. Отсутствуют видимые повреждения, инфекции, травмы, воспаления и прочие влияния. Это заболевание психогенной природы – реакция личности на психические травмы, негативные воздействия, стрессы. Наблюдаются отклонения в функционировании высших нервных процессов. Сильное потрясение, длительное и навязчивое раздражение приводит к возникновению невроза. Появляются неустойчивое настроение, страхи, тревоги, также могут проявиться психосоматические заболевания. Данная патология встречается у взрослых и детей. По мнению специалиста в области детской психиатрии и медицинской психологии Гарбузова В.И., «путь в невроз» начинается с подавления темперамента.

1.2. Виды и особенности невротических расстройств у детей дошкольного возраста
В данной главе рассмотрим виды и особенности неврозов и невротических проявлений у детей дошкольного возраста. На данный момент врачи диагностируют несколько видов неврозов, которые свойственны только детскому возрасту.
Невроз страха (тревоги).
Содержание страха зависит от возраста ребенка. Проявляется в момент засыпания, может сопровождаться галлюцинациями. Дети дошкольного возраста обычно имеют страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, страх выдуманного персонажа (Баба – Яга, Бабай и тому подобное) обычно спровоцировано со стороны родителей, которые запугивают ребенка. Существуют виды навязчивых страхов как следствие формы невроза у детей 5 – 12 лет. Такие навязчивые страхи как, например:
• Агорафобия – патология невротического спектра, которая относится к группе тревожно – фобических расстройств. Агорафобия представляет собой страх пребывания в общественных местах.

1.3. Психические особенности развития невротических проявлений у дошкольников
Невротические расстройства – патологическая реакция психики человека на раздражители, нарушение развития личности. Симптомы невроза несут за собой изменения в жизни человека. Первостепенным фактором невроза является проблема эмоциональных отношений с родителями, проблема воспитания. Завышенные требования со стороны родителей, приводят ребенка к тревожности, неуверенности в реальных силах своих возможностей. Сталкиваясь с постоянным расхождением между требованием родителей и собственными возможностями, ребенок испытывает беспокойство, которое в дальнейшем перерастает в страхи, фобии и тревоги. Воспитание имеет два крайних полюса, которые приводят ребенка к невротическим расстройствам. Авторитаризм (тотальный контроль, чрезмерная забота, большое количество запретов и ограничений) и вседозволенность (эгоцентричный тип воспитания, избыток слепой родительской любви).

1.4.

1.5. Роль семьи и родителей в формировании нервной патологии у дошкольников
Адаптация к реальности у детей происходит через родителей, родственников, учителей и воспитателей. У каждого ребенка есть свой запас творческой и исследовательской энергии, которые он с каждым днем усердно растрачивает. Подвижные игры дают понять ребенку его физический потенциал, творческие – развивают образное мышление. Ограничения родителей в детских играх ребенка, приводит к застою этой энергии. Руссо Ж.Ж. выделял в жизни детей этапы, соответствующие их развитию. Этот подход актуален и по сей день. Если родители, педагоги и воспитатели будут применять поэтапность в воспитании и обучении, то развитие ребенка будет, проходит легче. Также повысится и результативность. Руссо Ж.Ж. критиковал систему воспитания. Он упрекал ее за недостаток внимания к внутренним потребностям человека. Автор считал, что нельзя принуждать, заставлять, бить и ругать ребенка, за его нежелание обучаться.

2.1. Организация исследования
2.1.1. Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап – предварительный (декабрь 2017 – апрель 2018). Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; постановка цели исследования; определение объекта, предмета, формулирование задач исследования; разработка программы и отбор методов исследования.
Второй этап – исследовательский (апрель 2018 – май 2018). Апробация исследовательского инструментария. Проведения исследования и компьютерно – статистической обработки полученных результатов.
Третий этап – обобщающий (май 2018 – июнь 2018). Анализ, обобщение и систематизирование полученных результатов; оформление исследования.
Респондентам было предложено пройти 3 методики. Первым материалом была предложена методика «Детско-родительского эмоционального взаимодействия» Захаровой Е.А. (ОДРЭВ), затем психологическое тестирование «Страхи в домиках» Захарова А.И. (модификация Панфиловой М.А.

2.1.3. Методы и методики исследования
Наличие разнообразных страхов является одним из показателей невротических проявлений у детей дошкольного возраста. Методика “Страхи в домиках” Захарова А.И. (модификация Панфиловой М.А.) позволила рассмотреть проблему невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости, с точки зрения наличия страхов, что отвечает поставленным задачам исследования.
Методика динамического рисунка «Моя семья» Венгера А.Л. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.

2.1.4. Методы математико – статистической обработки данных
Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием средств математической статистики – были использованы статистический критерий Манна-Уитни и критерий φ* – углового преобразования Фишера. Статистический критерий Манна-Уитни является непараметрическим статистическим средством, используемым с целью оценки различий между двумя независимыми выборками исследования, которые количественно представлены. Метод основывается на определении того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя вариационными рядами. Чем меньше значение критерия, то тем вероятнее наличие достоверных различий между параметрами и тем более вероятно наличие достоверных различий. Статистический критерий был предложен Уилкоксоном Ф. в 1945 году и переработан математиками Манном Х.Б. и Уитни Д.Р. Данный статистический критерий не требует проверки нормальности распределения и подходит для сравнения малых выборок.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Задачи данного исследования:
1. Теоретическая задача исследования решена в 1 главе. Структурирование и анализ теоретических данных по теме «особенности невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости»;
2. Сравнительный анализ решается в главе 2.
a. Выявление причастности детско-родительского эмоционального взаимодействия к невротическим проявлениям у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости.
b. Выявления наличия разнообразных страхов, как признака невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости.
3. Выявление наличия невротических проявлений у группы детей дошкольного возраста, с высокой степенью занятости в сравнительном анализе с группой детей дошкольного возраста с низкой степени занятости.
2.2.1. Результаты исследования с использованием методики «Детско-родительское эмоциональное взаимодействие» (Захаровой Е.И.

Выводы эмпирической части
На основании результатов эмпирического исследования «особенностей взаимосвязи невротических проявлений и высокой степени занятости у детей дошкольного возраста» в двух группах испытуемых можно заключить следующее.
1. В сравнительном анализе результатов двух групп матерей по методике Захаровой Е. И. «Детско – родительское эмоциональное взаимодействие», матери детей с высокой степенью занятости отличаются от матерей детей с низкой степенью занятости по следующим характеристикам:
А. Не способные разделить переживания ребенка, считают его проблемы поверхностными;
В. Не замечают изменений в эмоциональном состоянии ребенка, оценивают перемены неадекватно;
С. Испытывают недовольство ребенком;
D. Не способные оказать эмоциональную поддержку;
E. Имеют чрезмерные требования к ребенку;
F. Отрицательно воспринимают негативное состояние ребенка.
2.

Практическое применение
В качестве практического применения исследования было проведено профилактическое мероприятие по теме “Особенности невротических проявлений у детей дошкольного возраста” (см. приложение 4).
Цель: Содействие формированию у матерей и детей дошкольного возраста представлений о роли благополучного эмоционального взаимодействия.
Задачи:
Образовательная – раскрыть для матерей содержание понятий эмоциональное взаимодействие, факторы невротизации детей дошкольного возраста;
Развивающая – ознакомить матерей с результатами исследования, охарактеризовать их, обсудить поставленные вопросы;
Воспитательная – дать советы матерям, направленные на создание у них благоприятного эмоционального взаимодействия с ребенком.
Аудитория: личные беседы с каждой матерью (личные и дистанционные, с применением программы Skype). 
Время: 30 минут
Этапы:
1. Объяснения родителям содержания и структуры понятий;
2.

Рекомендации
Согласно результатам проведенного в данной работе эмпирического исследования, на невротические проявления детей дошкольного возраста оказывают влияние высокая степень занятости и неблагополучие детско – родительского эмоционального взаимодействия. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности развития психологической программы по выявлению и профилактике невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости, а также применения систематизированного подхода к психологическому сопровождению семей, в которых имеются дети дошкольного возраста с высокой степенью занятости, с невротическими проявлениями. 
В качестве практического применения исследования было проведено профилактическое мероприятие по теме “Особенности невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости”, подготовленное для матерей исследуемых детей (см. приложение 4).

Заключение
Итак, цель ” выявление и описание невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости” можно считать достигнутой.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи, которые необходимо было решить в ходе данной работы: структурирование теоретических данных в отечественной и зарубежной литературе по теме «особенности невротических проявлений у детей дошкольного возраста»; выявление причастности детско – родительского эмоционального взаимодействия к невротическим проявлениям у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости; выявление наличия разнообразных страхов, как признака невротических проявлений у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости; выявление причастности особенностей семейных взаимоотношений к невротическим проявлениям у детей дошкольного возраста с высокой степенью занятости.
.

Литературный список
1. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунке детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. … д-ра. пед. наук (13.00.01). Москва, 2004 – 20с.
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство М.: Владос-пресс, 2003. – 160 с.
3.  Возрастно-психологический подход в консультации детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанов О. А. и др. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2006. — 1136 с.
5. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39-41
6. Гарбузов, В.И. и Фесенко, Ю.А. Неврозы у детей. СПб.: КАРО, 2013. – 336 с.
7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-пресс, 1996.
8. Запорожец А. В.

Приложение 1
Данные по методике «Детско – родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Захаровой Е.И.
Таблица 8
Средние и критериальные значения показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать – ребенок на выборке 40 матерей детей дошкольного возраста).

Приложение 2
Данные по методике «Страхи в домиках» Захарова А.И.
(модификация Панфиловой М.А.)
Таблица 21
Характеристика видов детских страхов.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   
4.9
АэцийФлавий
Сфера научных интересов Ближний Восток. Работаю по многим предметам, но моя специализация - история и политология в первую очередь. (Как история России,так и всемирная). Рефераты,курсовые и контрольные. Но любимый жанр - творческие эссе.