Стоимость: 2667 руб.
Содержание
1.1. Сущность и содержание процесса мышления.
1.2. Подходы к категории «образ» в психологической науке
1.3. Особенности художественно-образного мышления и подходы к его структурному содержанию
1.4. Психофизиологические аспекты формирования образного мышления у детей школьного возраста
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.3. Этапы выполнения творческих работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
1.1. Сущность и содержание процесса мышления.
Понятие мышления в современной науке имеет множество разнообразных трактовок. Одним из наиболее емких и лаконичных представляется определение Юнга: «Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие». [38] Предметы и явления действительности можно познавать с помощью органов чувств, непосредственно, получая при этом «дискретные данные», о которых говорит Юнг. Но объекты обладают также свойствами и отношениями, которые познаются лишь опосредованно, с помощью сопоставления чувственного опыта и ранее полученных теоретических знаний. Вид умственной деятельности, заключающийся в познании сути вещей и явлений, связей и отношений между ними через такое сопоставление, называется мышлением.
…
1.2. Подходы к категории «образ» в психологической науке
Итак, в любой мыслительной деятельности используются образы, но они не создаются и не определяются мышлением, что создает необходимость более детального рассмотрения понятия образа и процесса его развития.
Подходы к пониманию понятия «образ» и его дефиниции представлены в психологической науке крайне широко. Современные исследователи Р.Ю. Рахматуллин, Э.Р. Семенова и Д.З. Хамзина в своей статье, посвященной понятию образа, предлагают разделить множество существующих определений образа на три группы. [30] Данное деление представляется удобным для рассмотрения крупной группы определений образа, накопленных психологией за многие годы, которое само по себе может являться темой отдельной работы.
Первая группа определений понимает образ как феномен, существующий и субъективно, в сознании индивида, и объективно, в реальной действительности, вне человеческой психики. Этот подход берет истоки еще из работ Платона.
…
1.3. Особенности художественно-образного мышления и подходы к его структурному содержанию
На сегодняшний день, в науке не существует единого понимания понятия художественно-образного мышления. Этот вид мышления определяется множеством авторов в разнообразных трактовках. Рассмотрим некоторые из них.
С.Л. Рубинштейн предлагает различать наглядно-образное и абстрактно-теоретическое мышление. Для наглядно-образного мышления, по его мнению, характерно объединение представления и понятия, общего и специфичного в форму наглядного образа-представления. Абстрактно-теоретическое же мышление производит синтез наглядного образа-представления и понятия об объекте в форму общего понятия. Рубинштейн рассматривает эти виды мышления как разные стороны одного процесса, равно адекватные для познания действительности.
…
1.4. Психофизиологические аспекты формирования образного мышления у детей школьного возраста
Особенности развития образного мышления у школьников рассматриваются в работах многих выдающихся исследователей. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из наиболее известных теорий формирования мышления принадлежит Ж. Пиаже. Экспериментальным путем с применением заимствованного из медицины клинического метода, Пиаже удалось раскрыть качественное своеобразие мышления ребенка. Им было выделено четыре последовательных стадии в приблизительных возрастных рамках, которые проходит мышление в своем развитии:
– стадия сенсомоторного интеллекта – до двух лет; на ней в элементарных формах представлено наглядно-действенное мышление, развивается способность познавать предметы в устойчивых свойствах и признаках;
– стадия дооперационального мышления – с двух до семи лет; на ней формируется речь и начинается ее соединение с мышлением.
…
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.1. Методики преподавания живописного портрета
Уроки изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского посвящены знакомству с искусством изображения как методом познания окружающей действительности и формирования отношения к ней. В процессе обучения изобразительное искусство открывается учащимся как особый язык. Изображения, наглядно представляя тот или иной предмет, составляют знаковую систему этого языка, его элементы и передающие значимые смыслы художественные средства выступают способом выражения его содержания. [25]
Неменский соглашается с упомянутым выше тезисом о том, что художественное изображение не только показывает картину мира, но и активно характеризует ее, будучи пережитым художником, прошедшим его оценочное восприятие, сформированным с помощью его чувств и мыслей.
…
2.3. Этапы выполнения творческих работ
В целом, работу над портретом можно разделить на три этапа: композицию, рисунок и живопись. При составлении композиции, важно обращать внимание на такие аспекты, как поза модели, особенности освещения, заранее продумать цветовое решение картины. Хотя на начальном этапе продумывание композиции необходимо, работа над композицией продолжается через ее воплощение в художественных средствах до завершения произведения. Построение композиции определяет, каким образом художник размещает изображение в пространстве, в соответствующих замыслу материалах, размерах, формате.
При планировании композиции заранее продумывают две перспективы – линейную (определяет искажения пропорций предметов в зависимости от расстояния), которая закладывается в рисунке, и воздушную (определяет изменение цвета, искажение предметов, возникающее с увеличением воздушной массы между наблюдателем и предметом), которая закладывается в живописи.
…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На уроках цикла дисциплин эстетического воспитания ученики школы приобщаются к миру прекрасного, учатся видеть красоту вокруг себя и передавать ее другим людям, тем самым делая вклад в общечеловеческую культуру. Одним из способов передачи существующего внутри сознания образа является живописный портрет. Этот вид изобразительного искусства особенен тем, что в центре композиции его произведений всегда находится человек. Так, образ, пройдя через призму сознания художника, его отношения к изображаемому, эмоций и выбранных художественных средств, передается другому человеку, зрителю, посредством третьего, изображенного.
Однако, как было отмечено выше, для подобной глубокой переработки художественного образа, необходимы особые навыки мыслительной деятельности, описанные в данной работе и составляющие понятие художественно-образного мышления.
…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаренко С.А. Образ // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. С. 466-468.
2. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы // Психология и психотехника. 2012. № 1. С. 13-24.
3. Блонский П. П. Память и мышление / Наркомпрос, Гос. науч.-исслед. ин-т психологии. – М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. – 213 с.
4. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – №125. – С. 176-189.
5. Веккер Л. М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии. 1961. № 4. С. 47-59.
6. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. – Т. 1. – М. Академия, 2006. – 298 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Азаренко С.А. Образ // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. С. 466-468.
- 2. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы // Психология и психотехника. 2012. № 1. С. 13-24.
- 3. Блонский П. П. Память и мышление / Наркомпрос, Гос. науч.-исслед. ин-т психологии. - М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. – 213 с.
- 4. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. - №125. – С. 176-189.
- 5. Веккер Л. М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии. 1961. № 4. С. 47-59.
- 6. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. - М. Академия, 2006. - 298 с.
- 7. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
- 8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960
- 9. Выготский Л. С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. –512 с.
- 10. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции. - М.: «Наука», 1986.
- 11. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 176 c.
- 12. Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «Художественное мышление» [Текст] / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3 (6). - с. 143-146
- 13. Канащенкова В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - с. 104-108