Стоимость: 1800 руб.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Категория «время» как объект исследования
1.2 Проблема развития представлений о времени у дошкольников в психолого- педагогических исследованиях
1.3 Специфика восприятия времени младшими дошкольниками
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Начальный уровень сформированности представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста
2.3 Направления и технология педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени
2.4 Эффективность предложенной технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
ВВЕДЕНИЕ
Человечество в ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и затем, усваивая впечатления о нем, смогло выработать ряд базовых понятий, на базе которых строится вся система знаний об объективной действительности. В качестве одного из них – это понятие времени.
Вся жизнь индивида тесным образом связана со временем, умением распределять, измерять, а также экономить время. Важным является и то, что современные условия развития общества неизменно от человека требуют целеустремленности, сосредоточенности, динамичности, а также способности организовывать во времени свою деятельность.
Проведенные многочисленные исследования наглядно свидетельствуют, что время характеризуется для восприятия и понимания детьми в качестве наиболее сложной категорией.
…
1.1 Категория «время» как объект исследования
Время выступает в качестве базисной фундаментальной категорией и одновременно играет значимую роль в процессе познания индивидом окружающего мира. Для измерения времени были приняты регулярно повторяющиеся явления, а именно: смена лунных фаз, смена дня и ночи, смена времен года, которые обусловлены суточным вращением земного шара вокруг своей оси, а также движением Луны вокруг Земли, движением Земли вокруг Солнца.
При этом продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равняется суткам. Однако вместо слова «сутки» в обыденной жизни нередко принято говорить «день», несмотря на то, что день – это продолжительность времени начиная от восхода солнца до его заката. Как известно, в различных местах земного шара и в разное время года продолжительность дня и ночи различна, в связи с этим для измерения времени такие понятия, как «день» и «ночь» в качестве эталонов являются непригодными.
…
1.2 Проблема развития представлений о времени у дошкольников в психолого- педагогических исследованиях
Изучение публикаций по рассматриваемой теме наглядно показало, сто методика формирования представлений о времени у дошкольников прошла достаточно длительный путь развития. В период XVII – XVIII вв. данные вопросы нашли свое отражения в передовых на то время педагогических системах воспитания, которые были разработаны Я.А. Каменским, И. Г. Песталоци, Л. И. Толстым, К. Д. Ушинским, и др. В современный период изучением вопросов восприятия времени, а также формирования представлений о времени в дошкольном возрасте занимались зарубежные психологи и педагоги, например, П. Жане, Ж. Пиаже, П. Фресс и др., и отечественные, в числе которых можно назвать К.А. Абульханова – Славскую, А.А. Кроника, Ф.Н. Блехера, С.А. Рубинштейна, А.А. Люблинскую, A.M. Леушину, Т.Д. Рихтермана, Ф. Чуднову, И. Кононенко, Е. Щербакову, О. Фунтикову, а также Р.Л. Непомнящую.
…
1.3 Специфика восприятия времени младшими дошкольниками
Чтобы понять, что именно ребенок младшего дошкольного возраста может и должен знать о времени, следует обратимся к специфике восприятия и мышления детей младшего дошкольного возраста.
Особенности восприятия детьми обозначенного возраста и их мышления определяются следующим.
В данном возрасте ребенок пока еще воспринимает предмет без определенной попытки его обследования. Непосредственно на основе наглядно-действенного мышления у детей к 4 – м гг. формируется наглядно-образное мышление. Кроме этого, постепенно наблюдается отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речь в этот период становится связной, а словарный запас постепенно обогащается прилагательными. В этом возрасте наблюдается преобладание воссоздающего воображения [10, c. 35].
Память в младшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, и характеризуется доминированием образностью. Также преобладает процесс узнавания, а не запоминания.
…
2.1 Программа эмпирического исследования
С целью выявления особенностей формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.
В ходе разработки эмпирического исследования были поставлены следующие основные задачи:
1) определить начальный уровень знаний детей-респондентов младшего дошкольного возраста о частях суток;
2) выявить представления детей младшего дошкольного возраста об общих сезонных изменениях;
3) определить уровень знаний детей о таких временных понятиях, как «сначала» и «потом»;
4) изучить представления детей младшего дошкольного возраста о значениях слов «вчера», «сегодня», «завтра»;
5) работать технологию педагогической работы, направленную на формирование представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста;
6) выявить эффективность разработанной технологии педагогической работы.
Экспериментальная работа включала в себя несколько этапов:
1.
…
2.2 Начальный уровень сформированности представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста
С целью выявления начального уровня формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста – респондентов, включенных в экспериментальную и контрольные группы нами был проведен констатирующих этап экспериментальной работы. В рамках данного этапа была проведена диагностика по подобранным нами методиками.
Результаты диагностики по первой методике «Найди картинку», проведенной с целью выявление знаний детей-респондентов о частях суток и общих сезонных изменениях нами приведены в табл. 2
Таблица 2
Уровень сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ знаний о частях суток и общих сезонных изменениях на констатирующем этапе экспериментальной работы
Баллы
Уровень
Экспериментальная
Контрольная
Абс. показатель (чел.)
Относит.
Показатель (%)
Абс. показатель (чел.)
Относит.
…
2.3 Направления и технология педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени
С целью повышения уровня сформированности представлений о времени у младших дошкольников нами был проведен формирующий этап экспериментальной работы.
Для этого была разработана технология педагогической работы с младшими дошкольниками по формированию у них представлений о времени, которая затем была апробирована на детях экспериментальной группы. Контрольной группа занималась в соответствии с действующей в детском саду программой (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [27]).
Предложенная нами технология педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени и включает в себя 4 блока, которые различаются своими целевыми ориентирами (см. табл. 7).
…
2.4 Эффективность предложенной технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени
С целью выявления эффективности предложенной нами технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени был проведен контрольный этап экспериментальной работы.
После завершения формирующего этапа осуществлялась повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп по том же методикам, которые применялись на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Полученные нами результаты приведены ниже.
Результаты повторной диагностики по методике «Найди картинку» для выявление знаний младших школьников ЭГ и КГ о частях суток и общих сезонных изменениях отражены в табл. 8
Таблица 8
Уровень сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ знаний о частях суток и общих сезонных изменениях на контрольном этапе экспериментальной работы
Баллы
Уровень
Экспериментальная
Контрольная
Абс. показатель (чел.)
Относит.
…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование способствует решению одной из наиболее актуальных проблем современности, которые связаны с выработкой педагогических форм, методов средств, являющимся адекватными развитию детей младшего дошкольного возраста, а также способствующих освоению ими способов познания мира.
В соответствии с поставленными в работе задачами нами было выявлено:
1) Такая категория, как время является одновременно неизменным и сложным для осознания феномен природы. При этом в качестве материальной основой формирования понятий и представлений о времени выступает различение. Исследователями было установлено, что ориентировка индивида во времени формируется и затем совершенствуется именно в неразрывной связи с деятельностью.
2) В детском возрасте при формировании представлений о времени могут возникнуть существенные затруднения.
…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Междунар. педагогическая академия, 2005. – 288 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду кн. для воспитат. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с..
4. Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой / Л.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 244 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. – 512 с.
6. Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №1. – С. 80-81.
7. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / Л.В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопр. дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 57-60.
8.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
- 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Междунар. педагогическая академия, 2005. – 288 с.
- 3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду кн. для воспитат. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с..
- 4. Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой / Л.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 244 с.
- 5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. – 512 с.
- 6. Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 80-81.
- 7. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / Л.В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопр. дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 57-60.
- 8. Гусарова, Н.Н. Беседы по картинке: Времена года / Н.Н.Гусарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.- 42 с.
- 9. Звонова, Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Е.В. Звонова // Вестн. Рос. нового ун-та. – 2016. – № 2. – С. 113- 118.
- 10. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- 11. Зенина, Т. Наблюдаем, познаём, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 27-35.
- 12. Зинченко, В.П. Человек в пространстве времен / В.П. Зинченко // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 17 – 20.
- 13. Игнатьева, Ю. Календарь «Круглый год» / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. – 2006. – №17. – С. 3 - 5.
- 14. Изучаем календарь / сост. И.А. Андреева. – Мн.: Современная шк.: Кузьма, 2008. – 186 с.
- 15. Истоки: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. –М.: Карапуз, 2007. – 305 с.