Стоимость: 2000 руб.
Содержание
1.1. Понятие сплоченности коллектива младших школьников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
1.2. Методы и формы сплочения коллектива детей младшего школьного возраста в классах охраны зрения
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования сплоченности коллектива младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2.1. Определение уровня сплоченности коллектива младших школьников классов охраны зрения
2.2. Организация работы по формированию сплоченности коллектива детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
2.3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-эксперементальной работы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
1.1. Понятие сплоченности коллектива младших школьников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Младший школьный возраст является одним из наиболее значимых этапов школьного детства. В этот период происходит разностороннее развитие ребенка, в том числе и формирование у него дифференцированной системы отношений. Проблема отношений имеет в педагогике большое значение.
Советский психолог В.Н. Мясищев считает, что отношения человека представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессе совместной деятельности [27, с. 21].
По мнению Ю.В.
…
1.2. Методы и формы сплочения коллектива детей младшего школьного возраста в классах охраны зрения
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. М.В. Матюхина считает, что приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [25].
Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе [6, с. 169].
А.Г. Литвак отмечает, что внутри коллективов специализированных учреждений межличностные отношения имеют свои особенности.
…
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования сплоченности коллектива младших школьников
Наблюдение за первоклассниками показывает, что вначале дети сторонятся контактов друг с другом, каждый из них старается обособиться. Учитель с первых дней образования детского коллектива начинает кропотливую, целенаправленную работу по его формированию, сплочению и развитию. Постепенно педагог учит детей взаимопомощи, развивает в них чувство причастности к коллективу, а дети начинают все больше осознавать себя частью целого [39].
Внеурочная деятельность наиболее всего способствует достижению этих целей. Внеурочная деятельность – один из видов деятельности младших школьников, направленной на развитие их творческих способностей и социализацию [49, с. 108].
И.Б. Шилина считает, что внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательной работы, суть которой определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя [30].
…
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу показал, что формирование сплоченности коллектива младших школьников представляет собой одно из важнейших направлений развития коллектива в целом. Также на основе анализа психолого-педагогической литературы были раскрыты такие понятия как: коллектив, сплоченность коллектива и межличностные отношения.
Основными критериями сплоченности коллектива являются степень единства деятельности учащихся, высокий уровень развития личностных качеств младших школьников, морально-психологическое единство, а также психологическая атмосфера в коллективе. В свою очередь, основными показателями сплоченности коллектива являются четкость, слаженность, результативность коллективной деятельности, единство взглядов и степень соответствия личных целей учащихся целям коллектива, а также благоприятная эмоциональная атмосфера и доброжелательные отношения в коллективе.
…
2.1. Определение уровня сплоченности коллектива младших школьников классов охраны зрения
Опытно-экспериментальная работа по формированию сплоченности коллектива младших школьников классов охраны зрения проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 29» города Тулы.
Экспериментальное исследование было проведено в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап – диагностический, позволил определить существующий в исследуемом коллективе уровень сплоченности.
Формиpyющий этап направлен на переход сплоченности коллектива младших школьников на более высокий уровень в процессе внеурочной деятельности.
Контрольный этап предоставляет возможность сравнить результаты в начале и в конце экспериментального исследования и выявить эффективность проведенных внеурочных мероприятий и игровых упражнений.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся 2 класса в количестве 12 человек.
…
2.2. Организация работы по формированию сплоченности коллектива детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, были положены в основу формирующего эксперимента.
Цель формирующего этапа: отобрать и апробировать во внеурочной деятельности игры, упражнения и мероприятия, направленные на формирование сплоченности коллектива младших школьников классов охраны зрения.
Задачи формирующего этапа:
• определить условия, этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы по формированию сплоченности коллектива младших школьников класса охраны зрения;
• определить содержание, формы и методы работы, направленной на формирование сплоченности коллектива младших школьников;
• реализовать и описать отобранные условия, формы и методы коррекционно-педагогической работы, способствующие формированию сплоченности коллектива младших школьников.
…
2.3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-эксперементальной работы
После окончания формирующего эксперимента был проведен контрольный этап.
Цель контрольного этапа: выявить динамику в формировании сплоченности коллектива младших школьников.
Задачи контрольного этапа:
‒ провести повторную диагностику формирования сплоченности коллектива младших школьников класса охраны зрения;
‒ сравнить результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента и выявить эффективность проведенной работы.
Для проведения диагностирования была использована та же критериальная база и те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Условия проведения обследования не изменялись.
Диагностическая методика № 1 «Какой у нас коллектив?».
Автор: А.Н. Лутошкин.
Цель: определить стадию сплоченности детского коллектива, оценить благоприятность психологического климата в коллективе.
…
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
На констатирующем этапе эксперимента были проведены диагностические методики, которые позволили определить уровень сплоченности исследуемого коллектива младших школьников класса охраны зрения. Полученные результаты стали основой для отбора условий, форм и методов, направленных на формирование сплоченности коллектива в данном классе.
Опытно-экспериментальная работа в полной мере подтвердила гипотезу исследования. Отобранные и апробированные во внеурочной деятельности игры, упражнения и мероприятия, направленные на формирование сплоченности коллектива младших школьников, а также созданные условия коррекционно-педагогической работы помогли достичь поставленных целей.
Положительная динамика развития сплоченности детского коллектива наглядно доказала правильность заявленной гипотезы. Так, показатели высокого уровня повысились на 25%, а количество детей, находящихся на среднем и низком уровнях был снижен на 17% и 8% соответственно.
…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования сплоченности коллектива детей младшего школьного возраста изучалась В.А. Сухомлинским, Т.Е. Конниковой, А.И. Донцовым, Я.Л. Коломинским, И.П. Ивановым, Д.В. Григорьевым и другими выдающимися педагогами и психологами.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог раскрыть сущность и содержание таких понятий как коллектив младших школьников, сплоченность коллектива и межличностные отношения. В ходе исследования проблемы формирования сплоченности коллектива младших школьников классов охраны зрения во внеурочной работе, была доказана актуальность и значимость данного вопроса.
Школьный коллектив – основа для накопления детьми позитивного социального опыта. Потребность в общении у ребенка естественным образом выходит на первый план и становится его основной социальной потребностью. Обращая внимание на общение младшего школьника со сверстниками, необходимо отметить, что данный процесс имеет существенное значение в жизни ребенка.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – M.: Просвещение, 2010. – 32 с.
- 2. Байбородова Л.В. Воспитание в сельской школе [Текст] / Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. – М.: «Педагогический поиск», 2016. – 176 с.
- 3. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А.В. Баранова, А.В. Кисляков. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
- 4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 136 с.
- 5. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников [Текст] / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.
- 6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0247/1_0247-174.shtml#book_page_top свободный. – Загл. с экрана.
- 7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- 8. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. – М.: Вако, 2008. – 253 с.
- 9. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности [Текст] / А.И. Донцов. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 126 с.
- 10. Донцов А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И. Донцов. – М.: Издательство МГУ, 2014. – 208 с.
- 11. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений [Текст] / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2016. – 54 с.
- 12. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 346 с.
- 13. Зиннуров Ф.К. Специфика межличностных отношений в группе с повышенной опасностью функционирования [Текст] / Ф.К. Зиннуров. – Казань, 2015. – 22 с.
- Система воспитания школьников // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/педагогика/системы_воспитания_их_развитие_и_формирование/система_воспитания_школьников/