Стоимость: 350 руб.

Содержание

1.1 Лингвокультурология как наука

1.2 Статус концепта как феномена

1.3 Базовые характеристики концепта

2.1 Концепт «дружба» в лингвофилософском осмыслении

2.2 Семантическая структура концептов «товарищество» и «приятельство»

5. Определить и описать семантическую структуру концептов «товарищество» и «приятельство».

2.3 Концепт «дружба» в русской паремиологической картине мира


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 350 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Лингвокультурология как наука

Одной из важнейших проблем в лингвистике 20-го столетия становится изучение взаимодействия языка и культуры. Поэтому, актуальный период становления языкознания выражается переходом к лингвистике, исследующей язык в единстве с культурной и гносеологической областями современной действительности.
Лингвокультурология — это часть лингвистики, которая исследует взаимодействия между языком и культурными смыслами. Культурная лингвистика стимулирует теоретическое и эмпирическое развитие как когнитивистики, так и антропологии. Лингвокультурология изучает, каким образом разные языки посредством своего своеобразия иллюстрируют культурные концепты, включая культурные модели, культурные категории и культурные метафоры. В пределах лингвокультурологии язык представляется как нечто основанное на общественном, культурном уровне постижения.

1.2 Статус концепта как феномена

Определенным направлением актуальной лингвистической науки представляется поиск семантических и общекультурных признаков, которые обнаруживаются в языке, различных областях искусства, литературе. Исследование литературных аналогий с учетом их мыслительной сущности может реализовываться не только как литературоведческое, но и метапредметное исследование, методология которого все более четко обнаруживается в системе нынешней научной мысли, что обусловлено нацеленностью ее к объединению родственных научных областей, различных отраслей знания.
Название данным областям может быть дано по сходству с термином, который уже зафиксировался в культурологии, философии, психологии, социологии, когнитивной лингвистике, коммуникативистике. Таким связующим понятием, обширно применяемым нынешней лингвистической наукой, представляется понятие «концепт».

1.3 Базовые характеристики концепта

Говоря о главнейших особенностях лингвокультурных концептов стоит перечислить следующие.
1. Комплексность существования. Лингвокультурный концепт – это относительный мыслительный элемент, нацеленный на системное освоение языка, сознания и культуры. Сознание – это сфера существования концепта, культура обусловливает концепт (концепт – мыслительное отражение единиц культуры), язык – это область, в которой лингвокультурный концепт овеществляется. Концепты могут овеществляться и в других сферах. К примеру, художественные концепты – в образах живописи, скульптуры, музыки, театра и кинематографии.
2. Мыслительная сущность. Лингвокультурный концепт отличается от прочих элементов, применяемых в лингвокультурологии, своей мыслительной сущностью. Если разработанная Е.М. Верещагиным и В.Г. Костомаровым логоэпистема представляет собой, в сущности, единицу смысла слова и существует в речи, а разработанная В.В.

2.1 Концепт «дружба» в лингвофилософском осмыслении

Рассматриваемый в данной работе концепт «дружба» наиболее полно в языковедческом и лингвокультурулогическом аспектах подвергнут анализу в трудах таких исследователей, как А. Вежбицкая, Е. В. Урысон, А.О. Арапова, А.Д. Шмелев и др.
А. Вежбицкая исследует концепт «дружба», принимая за основу произведения русских и советских писателей: С. Довлатова, В. С. Гроссмана, Н. Литвиновой, С. И. Липкина, Л. Толстого и др., а также на сведения словарей. Автор выделяет особенную значимость слова «дружба» в русском языке и менталитете, так как друзья формируют значимую социальную категорию: это люди, на которых можно положиться, когда появляется потребность в помощи и поддержке [11, 108].
С точки зрения А. Вежбицкой, оживленное и искреннее личное взаимодействие и готовность оказывать поддержку представляют собой основные компоненты русского концепта «дружба».

2.2 Семантическая структура концептов «товарищество» и «приятельство»

Стоит отметить, что лексемы и устойчивые выражения, отображающие концепт «дружба», объединяются вокруг девяти основных лексем коцепта «дружба» – лексем-номинантов субъектов дружеского взаимодействия: брат, друг, коллега, знакомый, кореш, компания, приятель, наперсник, товарищ. Таким образом, практически каждая из базовых лексем образует определенное лексико-семантическое поле со смыслом сопряженных отношений (братские, приятельские, дружеские, знакомые, отношения, коллеги и т.д.) [4, c. 92].
Невзирая на то, что не все перечисленные лексемы представляют собой пики словообразовательных гнезд, они были выбраны в качестве полеобразующих на базе принципа единообразия. В последующем, говоря о производных подобных лексем, мы будем предполагать лексемы, относящиеся к одному словообразовательному гнезду, в котором объединяются лексемы, определяющие взаимодействие как таковое (содружество, знакомство и т.д.

5. Определить и описать семантическую структуру концептов «товарищество» и «приятельство».
6. Выявить особенности и охарактеризовать концепта «дружба» в русской паремиологической картине мира.
Объектом данного исследования стали лексемы современного русского языка, представляющие собой репрезентантов дружеских отношений в российском обществе.
Предмет исследования – понимание системы дружеских отношений в культуре русского народа.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при формировании занятий по лингвокультурологии, сравнительной лексикологии и лексикографии, теории перевода, этнопсихологии, межкультурной коммуникации, в практике преподавания иностранных языков.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОГО КОНЦЕПТА КАК БАЗОВОГО ПОНЯТИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

1.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Абушенко В.Л., Кацук Н.Л. Концепт // Новейший философский словарь. – М.: 2015. - 503 с.
  2. 2. Аксаков С.Т. Собр. соч. в 5-ти тт. - М.: 2016.
  3. 3. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова: Синергетика языка, сознания и культуры. - М.: 2015. – 387 с.
  4. 4. Альберони Ф. «Дружба» и любовь. - М.: 2016. – 158 с.
  5. 5. Арапова О.А. Концепт ««дружба»»: системный и функционально- когнитивный анализ: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.15– М.: 2016. – 242 с.
  6. 6. Аскольдов С.А.. Концепт и слово // Русская словесность. Антология. - М.: 2016. – 269 с.
  7. 7. Бабушкин А. П. Концептуальные типы значений слова // Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка. – М.: 2015. - 104 с.
  8. 8. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: 2016. – 277 с.
  9. 9. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: 2015. – 61 с.
  10. 10. Бубер М. Я и Ты. Два образа веры. - М.: 2017. – 216 с.
  11. 11. Вежбицкая А. Понимание культуры через посредство ключевых слов. - М.: 2016. – 228 с.
  12. 12. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: 2016. – 367 с.
  13. 13. Воробьев В. В. Лингвокультурология: теория и методы. — М.: 2015. – 318 с.
  14. 14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. М., 1978. Т.1.
  15. 15. Дерига Е.С. Картина мира: проблема многообразия видов / Е.С. Дерига // Сборник научных трудов НГТУ. – Новосибирск, 2016. – 430 с.
  16. 16. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный – М.: 2015. – 743 с.
  17. 17. Зиновьева Е. И., Юрков Е. Е. Лингвокультурология: теория и практика. — СПб.: 2016. — 291 с.
  18. 18. Кон И.С. «Дружба». - М.: 2015. – 85 с.
  19. 19. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М.: 2016. – 329 с.
  20. 20. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: 2015. — 208 с.
  21. 21. Мелерович А. Фразеологизмы в русской речи. Словарь / А. Мелерович, В. Мокиенко. – М.: Наука, 2015. – 864 с.
4.74
Artemida73
Выполняю дипломные, курсовые, контрольные работы, отчёты по педагогике, психологии, специальным (коррекционным) дисциплинам (тифло, сурдо, олиго, логопедия), отчёты по практике, речи и презентации к защите курсовых и дипломных работ.