Стоимость: 900 руб.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Письменная речь, как аналитико-синтетическая деятельность

1.2. Условия успешного становления письменной речи

1.3. Нарушения письменной речи у учащихся с трудностями обучения

1.4. Методики формирования письменной речи у учащихся на этапе начального общего образования

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация проведения исследования

2.2 Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушениями письменной речи

2.3. Методика констатирующего эксперимента

ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

3.1 Система логопедического воздействия по формированию письменной речи младших школьников

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 900 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1. Письменная речь, как аналитико-синтетическая деятельность

Задача современной школы заключается в обучении ученика навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, умение общаться, думать, владеть внутренней культурой. Владеть речью как письменной, так и устной, владение языком является важнейшим условием формирования социальной личности. При четком и грамотном изложении своей мысли, хорошо поставленным голосом, выражением своих эмоций разнообразными интонационными средствами и соблюдение речевой культуры дает возможность развить свои умения, которые необходимы для каждого, таким образом, на современном этапе обучения важным является развитие речевой деятельности.
В школе вырастают целые поколения, и важно, чтобы время, проведенные в стенах школы были не забываемыми, это зависит во многом от готовности к школе, желания, умения, способности решать сложные задачи учащегося, а также стремлением к новым достижениям, ответственности и самостоятельности[3, с. 54].

1.2. Условия успешного становления письменной речи

Предметом пристального внимания является изучение условий становления письменной речи, так как письменная речь является сложным по функциональной организации и структуре психической деятельности, которая включает в себя ряд операций, образующих самоорганизующуюся функциональную систему.
В практической реализации исходных положений языкознания, применительно к обучению языку учащихся в рамках начального общего обучения, особую актуальность приобретает задача установления взаимосвязи между явлениями языка на различных его уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом).
Для становления лексической, фонетической и грамматической стороны письменной речи необходимо[11, с. 74]:
– уделить внимание обогащению и накоплению словаря знаний и представлений окружающего мира, этому способствует проведение словесных игр: кто, чем занимается, что и кто летает, что потом, а что с начало и т.д.

1.3. Нарушения письменной речи у учащихся с трудностями обучения

Проблема диагностики, изучения и коррекции нарушений письменной речи является актуальной задачей логопедии.
С каждым годом в общеобразовательных учреждениях, в начальных классах, увеличивается число детей, которые имеют трудности в овладении письменной речью.
В данном случае, основной задачей логопеда является своевременное предупреждение и выявление нарушений письменной речи у детей, при необходимости организовать пропедевтическую работу, устранить затруднения на дальнейшее обучение.
Существенной для организации и диагностики педагогической коррекции, а также для успешного становления письменной речи представляется дифференциация с позиции развития дефекта.
Выделяют четыре группы нарушений письменной речи с учетом возраста детей [8, с. 54]:
1. трудности владения письмом,
2. нарушение формирования процесса письма,
3. дисграфия,
4. дизорфография – умение применять в письме орфографические правила.

1.4. Методики формирования письменной речи у учащихся на этапе начального общего образования

Теоретические знания, вводимые в ход обучения, составляют определенную базу знаний построения текста, овладение им создают условия для эффективного осознания речевых действий. Навыки и умения письменной речи у учащихся в рамках начального общего обучения развивают отношение к речи от подготовительного до содержательного. Таким образом, для овладения письменной речью необходима доступность теоретического материала, он должен соответствовать сущности изучаемого явления, иметь потенциал для активной мыслительной деятельности, создавать условия формирования новых знаний и навыков[9, с. 105].
Дидактический материал должен отвечать методической схеме:
1. быть основой для развития коммуникативной компетенции,
2. стимулировать речевую деятельность,
3. отвечать определениям методическим критериям отбора,
4. быть организованно подобранным преподавателем.

2.1 Организация проведения исследования

Цель экспериментальной части исследования – изучение состояния письменной речи учащихся в рамках начального общего обучения, в дальнейшем на основе этого исследования разработать научно – обоснованную систему логопедической работы по формированию письменной речи.
Задачи:
1) изучить клиническую, психолого-педагогическую, лингвистическую литература по проблеме исследования,
2) провести обследование письменной речи у учащихся в рамках начального общего обучения (констатирующий эксперимент),
3) разработать и апробировать систему дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование письменной речи у учащихся в рамках начального общего обучения,
4) проанализировать эффективность профилактической программы (контрольный эксперимент)
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе начальных классов Средней общеобразовательной школы № 953 г. Москва.

2.2 Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушениями письменной речи

Обследование начиналось со сбора общих психолого-педагогических сведений об участниках экспериментального исследования, изучения анамнеза. Анализ анамнестических данных выявил, что некоторая часть обследованных детей имела перинатальное повреждение центральной нервной системы, на фоне которого наблюдалась задержка формирования моторных функций в течение первого года жизни, и задержка развития речи.
У матерей всех обследуемых детей во время беременности присутствовали различные факторы, негативно воздействующие на плод. Раннее психофизическое и речевое развитие детей шло с довольно серьезным отставанием от нормы. Все дети воспитываются в благополучных семьях, кроме одного ребенка. Речевая среда во всех семьях является благоприятной.
Все отобранные для исследования дети имели сохранный слух, нормальное или скомпенсированное зрение, интеллектуальное развитие соотвествовало возрасту.

2.3. Методика констатирующего эксперимента

Методика включает в себя критерии смысловой и технической стороны чтения:
– правильность (анализ ошибок при чтении)
– скорость,
– способ,
– ответы на вопросы,
– пересказ.
1. Определение правильности чтения и характер ошибок
При чтении текста логопед должен оценить количество ошибок и их характер (замены, пропуски, перестановки, искажение, угадывающее чтение).
При оценке правильности чтения вслух используется метод количественного и качественного анализа.
Количественный анализ подразумевает подсчет общего числа ошибок, допущенных во время чтения вслух. Для определения правильности чтения и характере ошибок был взят текст «Муравей и голубка», результат заносится в сводную таблицу (приложение 1). Детям предлагаются следующие варианты заданий:
А) Прочитай текст.
Б) Ответить на вопросы.
Для того, чтобы оценить уровень навыка чтения у второклассников, были разработаны критерии и баллы для оценивания каждого задания.

3.1 Система логопедического воздействия по формированию письменной речи младших школьников

Логопедическая работа по формированию письменной речи может осуществляться на основе традиционных методик устранения нарушений письменной речи, которые уже апробированы отечественными учеными (Л. Ефименкова, И. Садовникова, Р. Лалаева, Г. Мисаренко, Л. Парамонова и другие). В целом, содержание логопедической работы по формированию письменной речи у младших школьников должно быть направлено на упорядочивание представлений о звуковой стороне речи и овладение учащимися навыками языкового анализа и синтеза. В процессе логопедической работы можно использовать и дополнительные задания, направленные на развитие лексико- грамматического строя речи, уточнение и активизацию имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента

После проведённого формирующего эксперимента, мы вновь повторили диагностические задания констатирующего эксперимента (диагностические задания О.Б. Иншаковой).
Цель проведения контрольного эксперимента: сравнение уровня состояния письменной речи детей «контрольной» и «экспериментальной» группы в ходе проведения контрольного эксперимента.
Задачи:
1) выявить качественные изменения в выполнении диагностических заданий детей двух групп;
2) обработать и представить данные экспериментальной работы;
3) показать преимущества логопедического воздействия на формирование письменной речи младших школьников.
Основной метод исследования: наблюдение за формированием навыка чтения второклассников, анализ дисграфических ошибок в письменных работах детей.
На первом этапе контрольного исследования мы повторно провели диагностику сформированности навыка чтения в ЭГ и КГ. В ходе проведения контрольного эксперимента получили следующие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было: изучить особенности становления письменной речи младших школьников и разработать систему логопедической работы для профилактики дисграфии у младших школьников в рамках начального общего образования, в ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Нами было организованно и проведено исследование письменной речи и нарушения чтения младших школьников. По факту исследования у всех обследуемых детей была выявлена легкая, средняя и тяжелая степень дисграфии. Для провелдения формирующего эксперимента мы разделили детей на ЭГ и КГ. У школьников, отобранных в ЭГ, в ходе обследования были определены стойкие и явно выраженные затруднения в технике чтения и понимания прочитанного, скорость чтения ниже нормы, большое количество ошибок и чтение по слогам.
2. На формирующем этапе исследования, мы разработали задания для коррекции степени выраженности дисграфии и дислексии младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств / Отв. Ред. М.Г. Храковская.- СПб.: Изд-во С.-Пб. Ун-та, 2001, с.195-213.
2. Ахутина Т.В. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии // Методология и история психологии, 2007- №4.- с. 57-68.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций.- М.: Академия, 2003.- 186 с.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.- С-Пб: Питер, 2008.- 236 с.
5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции6 Учеб. пособие.- М.: Воронеж, 2001.
6. Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет?/ Т.П. Воронина, Т.В. Попова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 95с.: ил.- ( Наша началочка).
7. Выготский Л.С.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств / Отв. Ред. М.Г. Храковская.- СПб.: Изд-во С.-Пб. Ун-та, 2001, с.195-213.
  2. 2. Ахутина Т.В. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии // Методология и история психологии, 2007- №4.- с. 57-68.
  3. 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций.- М.: Академия, 2003.- 186 с.
  4. 4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.- С-Пб: Питер, 2008.- 236 с.
  5. 5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции6 Учеб. пособие.- М.: Воронеж, 2001.
  6. 6. Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет?/ Т.П. Воронина, Т.В. Попова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 95с.: ил.- ( Наша началочка).
  7. 7. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.5. Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983.- с.257-321.
  8. 8. Емельянова Е.Н. Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: Питер, 2009.- 96 с.: ил.- ( Серия «Детскому психологу»).
  9. 9. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Под ред. Г.В. Чиркиной, Е.В. Оганесяна и М.Н. Русецкой.- М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004.- с.99-105.
  10. 10. Иншакова О.Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников/ О.Б. Иншакова, А.Н. Кричевец, Т.В. Ахутина// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.- М.: Изд-во МСГИ, 2006.- С.44-49.
  11. Методика обучения литературе // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/русская_литература/методика_обучения_литературе/
4.88
PolinaPo24
Работаю в сфере юриспруденции (российское, украинское законодательство) больше 3х лет, пишу дипломы, курсовые, контрольные, тесты и т.п. на заказ более 5 лет.