Стоимость: 2000 руб.
Содержание
1.1 Дискуссия о месте и роли России в мировой цивилизации
1.2 Наследие символизма и акмеисты
Выводы по первой главе
2.1. Образ России в лирике А.А. Блока
2.2. Эволюция образа России в лирике Н.С. Гумилева
2.3. Диалог поэтов о прошлом и будущем России
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
1.1 Дискуссия о месте и роли России в мировой цивилизации
Становление самобытной русской философии началось в XIX веке с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. Для России интерес к этому вопросу не случаен. Являясь многоконфессиональным, многонациональным государством, страна географически относится и к части Европы, так и к части Азии. В этом скрывается сложность, многогранность российской культуры и особенность ее места в мировом историческом процессе. Впервые этот вопрос был поднят Чаадаевым, чьи необычные мысли выразились в одном «философическом письме», в рассуждениях о вопросах верности пути развития России, ее задачами. Как итог, на рубеже 30—40-х гг. в дворянской среде сформировались два противоположных направления русской общественно-политической мысли: славянофильство и западничество.
…
1.2 Наследие символизма и акмеисты
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем “поэзией серебряного века”. «Век – это, конечно, преувеличение, на самом деле, речь идет о паре десятилетий конца XIX – начала XX веков». [4; с. 1]
Серебряный век характеризуется возвращением к античной и европейской культуре, признанием неразрывной связи времен и неотменяемого места России в мировой культуре, но своеобразие русской традиции не отрицается. В этот период возникает несколько новых литературных течений, которые можно объединить в общее – для искусства вообще и литературы в частности – понятие «модернизм». Первоосновой этого явления является давно назревший протест против устаревших, как казалось, форм. [4; с. 5]
Модернизм подразделяется на множество течений, но для них всех характерен поиск новых форм и переосмысление взглядов на место человека в мире.
…
Выводы по первой главе
Дискуссия о месте России в мире занимала умы многих деятелей на протяжении нескольких столетий. Начатая Чаадаевым, она была продолжена в политико-философской мысли славянофильства и западничества, придерживающихся противоположных версий цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия – Европа, но только отстала от нее в развитии. Вторая занимала позицию прямо противоположную. У России уникальный, не западный, путь в истории. Россия – государство сильное своей общинностью, семейностью, традициями коллективизма, коллективной собственности.
Существует еще одна точка зрения, в соответствии с которой Восток и Запад сошлись в России. Это евразийство, основная идея которого в том, что Россия отличается как от Запада, так и от Востока.
…
2.1. Образ России в лирике А.А. Блока
А. Блок – поэт из младосимволистов, чье творчество считается по праву одним из наиболее примечательных в русской поэзии. Тема родной страны в его поэзии является одной из основных, что объясняется периодом исторических потрясений в стране. Поэт был современником предпосылок и последствий двух революций. В такие периоды истории страны всегда встает вопрос о ее будущем. События первой революции, которую пережил Блок, и привела его к теме России.
“Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений – живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе, к ней придём. Мы не пойдем, – она сама пойдет на нас, уже пошла, – писал Блок Станиславскому, – этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, – я иду.
…
2.2. Эволюция образа России в лирике Н.С. Гумилева
Н. Гумилев – один из создателей акмеизма. В действительности же, его творчество необычайно интересно, гораздо более широко и разнообразно
Сборник Гумилева “Романтические цветы” вышел в 1908 году в Париже. По возвращении в Россию, Гумилев сближается с В. Ивановым, под руководством которого была создана “Академия стиха”. Гумилев выступил одним из инициаторов ее организации. В основанном С. Маковским журнале “Аполлон” он начинает постоянно печатать свои “Письма о русской поэзии”, собранные в 1923 году Г. Ивановым в вышедший в Петрограде отдельный сборник.
Широкую известность Гумилеву принесла его третья книга – “Жемчуга”, вышедшая в 1910. Сборник был посвящен В. Брюсову, которого поэт называл своим наставником и учителем. Сам Брюсов в отзыве о книге писал следующее: “…Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы.
…
2.3. Диалог поэтов о прошлом и будущем России
Любые публикации Гумилева всегда подвергались критике со стороны современников. В первую очередь со стороны русских символистов, в частности Блока, хотя между этими поэтами немало совпадений. В полемике между Блоком и Гумилевым, отчетливо проявляющейся в последние годы, можно найти много интересного. Прежде всего именно здесь проявляется гражданский темперамент Гумилева, в котором ему, с легкой руки Блока, решительно отказывалось.
Гумилев считал Блока одним из величайших поэтов своего времени, бесспорно, в чем-то учась у него. Тем не менее, с целым комплексом основополагающих идей Блока, получивших завершение уже в послереволюционный период, Гумилев был резко не согласен. Многие современники упоминали о том, что подобные расхождения во взглядах иногда выплескивалось при встречах в спонтанные споры. В творчестве же это наглядно демонстрируют стихи, позже включенные в сборник «Огненный столп».
…
Выводы по второй главе
В творчестве Блока тема России – сквозная. Он раскрывает читателям красоту России, ищет в ней всегда что-то особенное, что способно сохранить душу человеческую. Он говорит о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. В своем дооктябрьском творчестве Блок создал самобытный и неповторимый лирический образ России – не матери, как у поэтов прошлых веков, а красавицы-возлюбленной, невесты, – тот образ, который навеян поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени этот образ все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием.
Н.С. Гумилев к теме России в своем творчестве пришел не сразу, для него это был длительный и во многом мучительный процесс. Особенное звучание русская тема приобретает в творчестве в последние годы жизни поэта. Поэт задумывается о месте и назначении России в мировом культурном пространстве.
…
Заключение
Эпоха революций 1905 – 1917 годов один из периодов в истории русской поэзии, когда образ Родины, тема судьбы России становились центральными в творчестве большинства поэтов, творчество таких поэтов как А.А. Блок и Н.С. Гумилев исключением не являются. Тема любви к Родине, безусловно, является одной из «вечных» тем. Каждый воспринимает Россию по-своему, образ Родины в творчестве поэтов разнится. Объединяющие всех – это русская история, мироощущение народа, его характер, быт, язык, превращающие творения поэтов в источники добра и света.
Изучение творчества А.А. Блока и анализ критических работ позволяют сделать вывод о том, что тема Родины для поэта сквозная. В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. В поэме “Скифы” Блок подводит итог всей теме “Родина”. Здесь любовь к Родине достигает наивысшего значения. Здесь он переводит на бумагу все свои чувства относительно России.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Аверинцев С. С. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 814с.
- 2. Акмеизм // Литературные манифесты от символизма до наших дней. Сост. С. Джимбинов. – М.: Согласие, 2000.
- 3. Астаурова Г.А. Славянофилы и западники: разные пути развития общества / Г. А. Астаурова, Н.В. Кузнецова./ - М.: АСТ, 2001. - 848с.
- 4. Бейнфест Б. Поэзия Серебряного века: символизм и акмеизм статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 06.03.17)
- 5. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1. - М.: Искусство, 1994.
- 6. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. Ст. и прим. Л.А. Сугай /Андрей Белый. - М.: Республика, 1994. -528с.
- 7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Николай Александрович Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608с.
- 8. Блок А. А. Дневник. – М.: Сов. Россия, 1989. – 512 с
- 9. Володин А. В. Проблема «Западничества». Как она видится нам сегодня? / А. В. Володин // - М.: Свободная мысль, № 7-8, 1994. - 48с.
- 10. Герцен А. И. Собрание сочинений: в 8 т / А. И. Герцен Былое и думы / А. И. Герцен; сост. С.И. Машинский. / - М.: Правда, 1975. Т.7.- 607с.
- 11. Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр.
- 12. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. Избранное. – М.: Вече, 2001. – 512 с. – С.367-370.
- 13. Данилевский Н. Я. «Западничество в России»/ Н. Я. Данилевский -М.: Книга, 1991.- 368с.
- 14. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм.: статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gumilev. ru/main. phtml? aid=5000895 (дата обращения 13.03.17)
- 15. Иванов-Разумник А. И. Герцен. – Петроград, 1920.
- 16. Кавелин К. Д. Наш умственный строй./ К. Д. Кавелин Статьи по философии русской истории и культуры. - М.: Правда, 1989. - 654с.
- 17. Лосский Н. О. История русской философии. / Н. О. Лосский Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - 480с.
- Тютчев в русской литературе // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/русская_литература/тютчев_в_русской_литературе/