Стоимость: 400 руб.

Содержание

1.1 Проблема невербальной коммуникации

1.2 Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе

1.3 Особенности невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных источников


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 400 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Проблема невербальной коммуникации

Общение является одной из сфер человеческой жизни и представляет собой ведущее понятие современной психологической науки. Без общения не может осуществляться нормальное функционирование психики человека. Огромное значение общение имеет в осуществлении совместной деятельности, взаимопонимании людей, формировании межличностных отношений [7, с. 24].
А.Л. Бодалев анализировал общение в качестве главного фактора познания людьми друг друга, который контролирует человеческое поведение в отношении других людей посредством психического отражения объекта восприятия. Он подчеркивает, что общение представляет собой не только речь, но и отражение людьми друг друга в процессе взаимодействия и их отношения друг к другу. До этого В.Н. Мясищев отмечал, что общение начинается со взаимопонимания, потом оно выражается во взаимоотношении и только после этого разворачивается во взаимообращении людей.

1.2 Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе

Речь в качестве средства общения ребенка начинается с того момента, когда он начинает произносить слова и предложения. Но, еще до того, как ребенок начинает говорить словами, у него формируются элементы невербальной коммуникации [11, с. 74].
Онтогенез развития невербальной коммуникации представляет собой значимый, закономерный этап развития общения в целом. Об этом говорится в трудах Е.И. Исениной, А.И. Лепской, Е.А. Петровой и др. В состав невербальной коммуникации ребенка входят мимика и движения тела, жесты и взгляды.
Довольно значимыми в системе средств общения являются разнообразные виды взглядов. Пока взрослый человек не сумеет привлечь и направить внимание ребенка на какой-то объект либо на себя, он не может его ничему научить. Контактный взгляд представляет собой взгляд, направленный в глаза другому человеку для того, чтобы привлечь его внимание.

1.3 Особенности невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра рассматривается как отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [10, с. 86].
Основываясь на данные исследований отечественных и зарубежных авторов, можно выделить следующие коммуникативные нарушения в период младенчества: нарушение визуального контакта: ребенок не фиксирует взгляд на глазах человека, отмечается взгляд «мимо», «сквозь»; ребенок активно избегает взгляда другого человека; задержка сроков появления и нарушения комплекса оживления – недостаточно выраженная реакция на свет, звуки, лицо матери или другого близкого человека и т.д.

2.1 Организация и методы исследования

Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 10 человек, из них 3 девочки и 7 мальчиков. У всех детей диагностировано расстройство аутистического спектра.
Диагностическое исследование проводилось в естественной, привычной для дошкольников обстановке в форме метода индивидуального констатирующего эксперимента. Обследование проводилось в первой половине дня, в свободное от занятий время.
В процессе самого обследования была создана необходимая спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра по методике «Определи выражение лица» представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты исследования эмоциональной чувствительности по методике «Определи выражение лица»
Уровень эмоциональной чувствительности
Выраженность у дошкольников

количество детей
доля детей
Высокий
0
0%
Средний
4
40%
Низкий
6
60%

Анализируя данные таблицы 1 можно отметить, что большинство детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (одна девочка и пять мальчиков) не смогли справиться с заданием или изобразили и назвали только по 1-2 эмоции. Как правило, это были эмоции радости и грусти. Остальные дети (две девочки и два мальчика) сумели изобразить и назвать по 3-5 эмоций, в числе которых были не только эмоции радости и грусти, но также испуг и недоверие. Ни один ребенок не смог назвать и изобразить все представленные эмоции.

Заключение

В настоящее время имеется большое число точек зрения в определении понятия «общение». Это и общий, и психологический, и социологический, однако исследователи до сих пор не могут дать единого определения, которое бы поддерживалось разными науками. Общение свойственно всем живым существам, однако только у людей процесс общения становится осмысленным, связанным вербальными и невербальными актами. К невербальным средствам коммуникации можно отнести жесты, мимику, движения тела, интонацию, выражение лица, позу, взгляд и др. Перечисленные невербальные элементы, кроме того, несут существенную информационную нагрузку.
Невербальное поведение представляет собой различные движения, которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, с его отношением к собеседнику, с ситуацией взаимодействия и коммуникации. В структуре невербального поведения можно выделить кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ольфакторные системы.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. [Текст] / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
  2. 2. Бондаренко, Т.А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т.А. Бондаренко, Е.С. Федосеева // Известия ВГПУ. - 2015. – №9. - С. 88-91.
  3. 3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. – №1. - С. 41-46.
  4. 4. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
  5. 5. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров) [Текст]: Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
  6. 6. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы [Текст]: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
  7. 7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 199 с.
  8. 8. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
  9. 9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
  10. 10. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
  11. 11. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
  12. 12. Козьяков, Р.В. Социальная психология [Текст]: учебник. - М.: Директ Медиа, 2013. - 376 с.
3.94
user567861
Закончила колледж по специальности товароведение,во время учебы в колледже все написанные мною работы были выполнены на отлично,диплом был защищен на отлично.Сейчас учусь в институте и так же как и в колледже выполняю все контрольные на 5.