Стоимость: 1200 руб.

Содержание

Введение

1.1 Особенности психического и личностного развития в дошкольном возрасте

1.2. Теоретические подходы к пониманию детской тревожности в психолого-педагогической литературе

1.3 Особенности проявления тревожности у старших дошкольников

Выводы к первой главе

2.1. Объем и организация исследования

2.2. Характеристика методов и методик исследования тревожности

2.3. Методы математико-статистической обработки результатов

3.2. Психолого-педагогические рекомендации по предотвращению развития тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Практические рекомендации

Приложение В


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 1200 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Введение

Актуальность проблемы. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, переживания возникают в критические моменты разбалансированности в динамическом процессе взаимодействия ребенка и среды, в так называемые «критические периоды». Именно такой период возникает в старшем дошкольном возрасте. Детям этого возраста свойственны психологические особенности, которые способствуют возникновению тревожности: повышенная эмоциональная чувствительность к внешним воздействиям и сильная внешняя и внутренняя реакция на них; недостаточно развита произвольность познавательной и особенно эмоционально-волевой сфер; непосредственность восприятия внешнего мира и ограниченность форм адаптивных реакций на воздействия; высокий уровень подражания и эмоционального заражения; зависимость от оценок взрослых; низкая способность противостоять чужому мнению и тому подобное. Поэтому именно в этом возрасте тревожность может закрепиться как свойство личности.

1.1 Особенности психического и личностного развития в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является определяющим в становлении личности ребенка. Это связано с тем, что основные свойства и личностные качества закладываются именно в этот период жизни и во многом определяют его дальнейшее развитие.
Изменение социальных отношений может стать для ребенка сложной ситуацией. В период адаптации к новым условиям, пребывание в детском саду, может вызвать появление тревожного состояния, эмоциональное напряжение. Ребенок становится беспокойным, замкнутым, плаксивым. Поэтому очень важно в этот период осуществлять контроль за сохранностью психоэмоционального благополучия ребенка [37, с.23].
Проведенный нами теоретический анализ научных источников [7; 12; 15; 22; 26; 47 и др.] указывает на то, что научный интерес к проблеме психического развития ребенка был в немалом количестве ученых, среди которых, прежде всего, отметим А. Баллона, Т. Батова, А. Бережковскую, К.Бюлера, В. Давыдова, Э.

1.2. Теоретические подходы к пониманию детской тревожности в психолого-педагогической литературе

Формирование полноценной активной личности имеет прежде всего основываться на воспитании у ребенка чувства собственного достоинства, осознании своей самоценности, уважения к себе, веры в собственные силы. Однако, на пути этом иногда возникает страх, тревога. Обеспокоенность, тревога, страх – это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восторг, гнев, удивление. Но при чрезмерной податливости к тревогам, страхам, зависимости от них существенно меняется поведение человека, что сказывается на установлении ней межличностных отношений.
Как определяет ФГОС дошкольного образования, ожидания общества связаны сегодня в первую очередь с формированием жизнеспособного, гибкого, сознательного, творческого человека.

1.3 Особенности проявления тревожности у старших дошкольников

Ученые придают большое значение исследованию тревожности, поскольку высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования негативного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Н. Левитов, Г. Габдреева, Е. Голубева, Н. Имедадзе, Г. Прихожан, И. Пацявичус, Ю. Ханин, Ч. Спилбергер и др.). Частое и длительное переживание тревоги как неравновесного состояния формирует личностное свойство – тревожность (Н. Левитов, Г. Габдреева, A. Захаров, Г. Прихожан, А. Прохоров). Люди, которые имеют высокий уровень тревожности, относятся к «группе риска» по неврозам и психосоматическим заболеваниям (Н. Жутиков, А. Захаров, А. Киколов, В. Лебединский, B. Спиваковская и др.).

Выводы к первой главе

В процессе научного исследования определено, что тревожность личности исследована в различных аспектах: как эмоциональное состояние в определенной ситуации; как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; как некоторая тревожность, которая неизбежно проявляется в то или иное время, с разной периодичностью, свойственная любому нормальному человеку; как тревожность, которая устойчиво сохраняется, сильная, хроническая или возникает снова и снова, что проявляется не в результате реального жизненного стресса и считается признаком эмоциональных нарушений.
Выявлены признаки тревожности в дошкольном возрасте: поведенческие проявления (напряженное созерцание, робкое приветствие и т.д.), психофизиологические реакции (затрудненное дыхание, мышечное напряжение, сухость во рту, ускоренное сердцебиение и т.д.).

2.1. Объем и организация исследования

Для своего исследования мы выбрали следующие методы:
– метод наблюдения, анкета для родителей (приложение Ж), что позволило определить уровень знаний о ребенке;
– тест «Определение тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Уровень тревожности ребенка» Г. Лаврентьева, Т. Титаренко, «Карта наблюдения для воспитателей», что позволило выявить уровень и особенности тревожности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад.

2.2. Характеристика методов и методик исследования тревожности

Определение тревожности у ребенка дошкольного возраста, который посещает детский сад, происходило с помощью теста «Определение тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Материалом, с которым работали исследуемые были 14 рисунков размером 8,5×11 см (см. Приложение А). Каждый рисунок представляет собой определенную типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не нарисовано, есть только контур головы. Каждый рисунок имеет два дополнительных рисунка детской головы, по размерам точно соответствующие контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено лицо ребенка, которое улыбается, на другом – печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго определенном порядке друг за другом. Беседа происходит в отдельной комнате.

2.3. Методы математико-статистической обработки результатов

Обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерной программы “IBM SPSS 21.0 for Windows”. Для сравнения полученных данных по среднему значению исследуемого признака использовано t-критерий Стьюдента, для оценки различий между процентными долями выборок – критерий углового преобразования Фишера.
Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средних значений двух связных и несвязных выборок, которые распределены по нормальному закону. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Для применения t-критерия Стьюдента необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. В случае применения двух выборочного критерия для независимых выборок также необходимо соблюдение условия равенства (гомоскедастичности) дисперсий.
Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать.

3.2. Психолого-педагогические рекомендации по предотвращению развития тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В ходе научного исследования выяснено, что работа с тревожными детьми должна происходить в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях.
3. Научить снимать мышечное напряжение.
Следует отметить, что ни один из родителей не хочет, чтобы его ребенок был тревожным. Впрочем, именно действия взрослых могут способствовать развитию тревожности у ребенка. Это бывает тогда, когда выдвигаются требования к ребенку, на которые он не может отвечать. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно стремится добиться их любви. Но, из-за неудач, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него родители. Она признает себя не таким, как все: хуже, должен все время извиняться.

Заключение

В процессе работы над темой исследования изучены теоретические основы изучения особенностей психического и личностного развития в дошкольном возрасте; проанализированы теоретические подходы к пониманию детской тревожности в психолого-педагогической литературе, особенности проявления тревожности у старших дошкольников; исследованы причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста и взаимосвязь тревожности с другими индивидуально-психологическими особенностями; исследовано и научно обосновано психолого-педагогические условия преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста; разработано и апробировано программу преодоления личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
1.

Практические рекомендации

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.
Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Москва: Академ. проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 315 с.
  2. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков//В.А. Аверин.- М.:ВЛАДОС - 2008. – 325 с.
  3. 3. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок: Психологическая помощь семье от 1до 7 лет: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2012. - 224 с.
  4. 4. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. - С. 102-113.
  5. 5. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948. - 402 с.
  6. 6. Артюхова Т.Ю. Мотивационный механизм и личностная тревожность: Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре: Материалы 1-й региональной школы молодых ученых-психологов. Бийск, 2013. С. 37-41.
  7. 7. Астапов В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: монография / В.М. Астапов, Е.Е. Малков. – М.: МПСИ, 2011. – 368 с.
  8. 8. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов.- М.: Прикладная психология, 1999. – С. 20.
  9. 9. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка [Текст] / А. И. Баркан. - М.: ACT-ПРЕСС, 2000. - 432 с.
  10. 10. Бастун Н. Индивидуальный подход к ученикам с высокой тревожностью. / сост. Т. Бышова, Е.Кондратюк. – М.: Ред.общепед.газ., 2004. – 246 с.
  11. 11. Белов А.Ф. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологический аспект/ А.Ф. Белов, М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева // Психологический журнал. - 2008. - Т.15. - № 1. - С.81- 86.
  12. 12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 235 с.
  13. 13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 2009. - 352 с.
  14. 14. Большой психологический словарь. 4-е изд., расшир.; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
4.65
Marielle72
Владею английским в совершенстве. Пишу эссе и сочинения на любые темы, также готова помочь с эссе для ielts, переводом и контрольными. Занимаюсь написанием дипломных и курсовых.