Стоимость: 2000 руб.

Содержание

1.1 Проблема дисграфии в научной литературе

1.2 Специфика дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

1.3 Методы и приемы преодоления дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

Выводы по первой главе

2.1 Процедура и методика исследования

2.2 Анализ специфики дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

2.3 Система работы по преодолению дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

2.4 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 2000 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Проблема дисграфии в научной литературе

Письмо – это многоуровневый процесс, включающий в себя работу речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов, между которыми в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Определение структуры данного процесса зависит от овладения навыком, задачами, и характером письма. Высокий уровень развития устной речи дает основу развития письма без каких-либо нарушений, это обуславливается тесной связью между ними.
В процессе письма участие принимает весь мозг и все корковые отделы. Так, например, за организацию произвольных движений, за воспроизведение речи отвечает лобная доля (зона Брока). Височная доля отвечает за понимание полученной информации (центр Вернике) и играет роль в организации механизмов памяти. Восприятие и переработка информации, полученной при помощи зрительного анализатора, протекает в затылочной доле, ответственная за организацию процессов зрительного восприятия.

1.2 Специфика дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными трудностями обучения. Одна из наиболее часто встречающихся проблем – это нарушение письма и чтения. Данная проблема весьма актуальная и требует решения, так как чтение и письмо являются базисом для всего последующего процесса обучения. Наиболее распространенной формой речевой патологии является нарушение письма у учащихся младших классов.
Согласно мнению Т. И. Зиновьевой, О. Е. Курлыгиной, Л. С. Сильченковой, для дисграфии характерны следующие виды ошибок: Искажение в написании букв. Замена букв сходных по написанию и фонетическому звучанию (по написанию – ш-щ, а-о, м-т, по звучанию – б-п, т-д, г-к и т.д.). Искажение структуры словонаписания (перестановка букв, добавление лишних букв, либо их пропуск) [10, с. 35]. Искажение структуры предложения (слитное, либо раздельное написание слов, контаминация слов).

1.3 Методы и приемы преодоления дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

Рассмотрим методы и приемы преодоления дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы. В своих исследования Т. В. Ахутина [4], А. Н. Корнев [15], Р. И. Лалаева [16], Л. Г. Парамонова [29], А. В. Ястребова [55] и др. особое внимание уделяли организации работы по устранению дисграфии у детей младшего школьного возраста.. Для осуществления данной работы, существует несколько подходов. Так, например, Н. Г. Черныш предлагает проводить коррекционную работу по преодолению дисграфии у детей в три этапа [51, с. 74]:
1. Первый этап предполагает обследование детей подготовительных групп (будущих первоклассников), для выявления у них недостатков звукопроизношения и несформированность высших психических функций. И обследование уже младших школьников, испытывающих трудности на письме, анализируя их письменные работы.
2.

Выводы по первой главе

Анализ научной литературы позволил сформулировать следующие выводы:
1. Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся. Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.
2. Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами дисграфии. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

2.1 Процедура и методика исследования

Исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№3» (г. Барнаул). Работа проходила с детьми 2 класса в количестве 20 человек.
Цель исследования – выявления проявления и преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы.
Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.
1. Констатирующий этап. Его цель – выявления степени выраженности дисграфии у детей младшего школьного возраста.

2.2 Анализ специфики дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

Опишем результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования особенностей проявления и преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы.
Проанализируем результаты диагностического исследования по методике экспресс-диагностики письменной речи младших школьников (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной). Вариант для учащихся 2-го класса. Результаты трех серии заданий представлены в таблице 1 (Приложение 2).
Таблица 1
Результаты диагностического исследования по методике экспресс-диагностики письменной речи младших школьников (по Т.А. Фотековой, Т.В.

2.3 Система работы по преодолению дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы

С целью профилактики и преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в рамках формирующего этапа была разработана и апробирована дополнительная образовательная программа.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы основана на необходимости сочетания традиционного, а также нейропсихологического подхода в решении образовательных задач при коррекции письменной речи. Сочетание разнохарактерных ошибок в письменных работах одного ребёнка позволяет сделать вывод о наличии у него смешанной дисграфии. Практика логопедической работы и диагностика речевого развития показывают, что смешанная дисграфия, чаще всего, обусловлена общим недоразвитием речи в анамнезе ребёнка. Всё это в сумме влечет за собой сложности в усвоении общеобразовательной программы школы начального и далее среднего и старшего звена.

2.4 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Опишем результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования особенностей проявления и преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы. Проанализируем результаты диагностического исследования по методике экспресс-диагностики письменной речи младших школьников (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной), полученных на контрольном этапе. Результаты трех серии заданий представлены в таблице 5 (Приложение 4).
Таблица 5
Результаты диагностического исследования по методике экспресс-диагностики письменной речи младших школьников (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной)
Уровень проявления дисграфии
Констатирующий этап
Контрольный этап

Количество человек
%
Количество человек
%
V уровень
0
0
0
0
III уровень
0
0
6
30
II уровень
16
80
14
70
I уровень
4
20
0
0

Согласно данным таблицы 5, на контрольном этапе по методике экспресс-диагностики письменной речи младших школьников (по Т.А.

Выводы по второй главе

Исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№3» (г. Барнаул). Работа проходила с детьми 2 класса в количестве 20 человек.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования позволяют заключить, что у младших школьников выявлены: средняя степень предрасположенности к дисграфии – 10 второклассников (50%); выраженная степень предрасположенности к дисграфии – 10 второклассников (50%). Также были выявлены у младших школьников специфические ошибки, связанные с проявлением дисграфии: на почве нарушения языкового анализа и синтеза – 70% (14 младших школьников); оптической – 20% (4 младших школьника); аграмматической – 10% (2 младших школьника).
С целью профилактики и преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в рамках формирующего этапа была разработана и апробирована дополнительная образовательная программа.

Заключение

Анализ теоретической части показал, что психологическая структура письма весьма сложна. Важными и основным компонентами процесса письма являются звуковой анализ слова. Умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы. Соотнесение каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой, перешифровка зрительного представления буквы в графические начертания. Выяснилось при изучении, наличие связи письма с процессом устной речи, осуществляется этот процесс только на основе достаточно высокого уровня развития. Выявлено, так же что психофизиологической основой речи и речевых процессов является совместная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Процесс письма меньше всего является тем простым «идео-моторным» актом, каким его пытались представить. В его состав входят очень многие психические процессы, играющие роль в непосредственном осуществлении процесса письма.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова // Начальная школа До и После. – 2017. – №9 – С. 3 – 10.
  2. 2. Азова, О. А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст] / О. А. Азова – Москва : АСТ, 2016. – 392 с.
  3. 3. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] / А. К. Аксенова. – Москва : Дрофа, 2015. – 245 с.
  4. 4. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение : трудности обучения и коррекции : Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – Москва : Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016. – С. 7 – 20.
  5. 5. Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] / М. М. Безруких. – Екатеринбур г: Рама Паблишинг, 2018. – 608 с.
  6. 6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2017. – 874 с.
  7. 7. Городилова, В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление недостатков [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – Санкт-Петербург : Дельта, 2015. – 383 с.
  8. 8. Гусева, Г. А. Методические рекомендации по формированию правильного и грамотного письма в 1-м классе [Текст] / Г. А. Гусева. – Ульяновск : Учитель, 2018. – 202 с.
  9. 9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Кн. для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 224 с.
  10. 10. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Сильченкова и др.; под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2016. – 255 с.
  11. 11. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В. А. Илюхина // Начальная школа. – 2018. – № 8. –С. 6-10.
4.29
suzanna200
Практикующий кадровик. Юрист. Пишу работы по всем отраслям права, философии, религии, политологии, истории и т. д. Делаю переводы и контрольные работы по немецкому языку. Качественно, недорого, в срок и только по актуальным источникам.