Стоимость: 1200 руб.
Содержание
1.1. Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи
1.2. Предпосылки овладения письменной речью
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
1.4. Методика профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников с ФФН нарушений письменной речи
2.1. Организация педагогического эксперимента
2.2. Выявление у старших дошкольников с ФФН предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии
2.3. Предупреждение у дошкольников с ФФН артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях
2.4. Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
1.1. Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи
Письменная речь представляет собой сложную форму психической деятельности людей, которая необходима им в повседневной жизни и включает не только интенсивное выражение собственных мыслей через ту или иную письменность – письмо, но и восприятие и понимание написанного посредством чтения [22, с. 65].
С точки зрения Е.Н. Горбуновой, письмо и чтение представляют собой элементы целостного процесса, который носит название письменная речь. С помощью перехода к графической символизации устной речи, письменная речь превратилась в инструмент выражения и передачи мысли людей. Письмо может быть реализовано лишь при достижении довольно высокого уровня сформированности устной речи.
…
1.2. Предпосылки овладения письменной речью
Как отмечает Е.А. Логинова, процесс письма представляет собой психическую деятельность, осуществляемую с помощью совместной работы разнообразных участков мозга, и обладает сложной психофизиологической организацией. Перед тем, как начать использовать письменную речь в качестве средства коммуникации и обобщения, дети должны усвоить «технику письма». Освоение «техники» письма, то есть написание букв, слов, предложений, представляет собой предварительной, «рецепторную ступень» в ходе развития письменной речи. Сформированная письменная речь является деятельностью по выстраиванию целостных по смыслу высказываний, текстов, она представляет собой особое средство коммуникации и обобщения опыта [21, с. 90].
Существует несколько уровней предпосылок овладения письменной речью.
Как отмечает Е.В.
…
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов развития произносительной системы языка у детей с разнообразными дефектами речи, вследствие расстройства восприятия и произношения звуков. Сюда входят дети с нормальным слухом и интеллектуальным развитием [40, с. 216].
С.М. Валявко подчеркивает, что в том случае, если произношение звука нарушено, могут отмечаться изменения и в процессе его восприятия. Уровень сформированности фонетического слуха детей оказывает влияние на процесс развития звуковых анализаторов. Качество недоразвития восприятия речевых звуков может быть разным [3, с. 14]. Выделяют несколько этапов недоразвития восприятия.
1. Первая ступень – восприятие речевых звуков является первично нарушенным, отмечается недостаточное развитие предпосылок к усвоению звукового анализа и действия фонематического анализа.
2.
…
1.4. Методика профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников с ФФН нарушений письменной речи
Как отмечает О.А. Жданова, работа по профилактике нарушений письменной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием должна начинаться с обследования речи детей, которое включает в себя исследование произношения звуков, звукослоговой структуры слов, фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, словарного запаса, грамматического строя речи, монологической связной речи. У детей старшего дошкольного возраста, кроме этого, исследуются предпосылки к появлению возможных нарушений чтения и письма [11, с. 149]. Такое исследование может включать такие тестовые методики как «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак – ребро – ладонь», «Повторение цифр», что оказывает помощь в своевременном выявлении задержки развития большинства функций, недостаточная сформированность которых может стать причиной возникновения дислексии и дисграфии.
…
2.1. Организация педагогического эксперимента
Экспериментальная работа по профилактике у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушений письменной речи проводилась на базе муниципального автономного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска в 2017-2018 учебном году (с 04.09.2017 года по 29.12.2017 года, 17 недель). Экспериментальная выборка составила 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых – 6 лет. У всех детей диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Логопедические диагнозы зафиксированы в личных делах детей, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:
1. Констатирующий этап – подбор диагностических методик, выявление предрасположенности детей экспериментальной группы к артикуляторно-акустической дисграфии. Этот этап исследования осуществлялся с 04.09. по 08.09.
…
2.2. Выявление у старших дошкольников с ФФН предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии
Первым этапом исследовательской работы был констатирующий. Для исследования уровня предрасположенности к артикуляторно-акустической дисграфии у детей были использованы диагностические задания, которые входят в методику, авторами которой являются Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.
Необходимо представить результаты, полученные по каждому диагностическому заданию.
Диагностическое задание №1 – «Найди звук». Согласно полученным данным, 30% дошкольников поняли инструкцию сразу и согласились выполнить задание, а 70% детей нуждались в повторении и разъяснении инструкции. Было выявлено, что самым простым оказалось задание на выделение звука из ряда других звуков, его выполнили 100% детей, задание на выделение звука из рядов слогов смогли выполнить только 40% детей, а на выделение звука из ряда слов не смог выполнить ни один ребенок.
…
2.3. Предупреждение у дошкольников с ФФН артикуляторно-акустической дисграфии на экспериментальных логопедических занятиях
По окончании констатирующего этапа эксперимента был реализован формирующий этап.
При определении содержания экспериментальной работы с детьми были использованы методические рекомендации ученых в области логопедии, в которых говорится о том, что предметно-практическая деятельность стимулирует речевую активность ребенка с нарушениями речи, способствует формированию мотивации для освоения языка (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, Т.В. Туманова и др.).
…
2.4. Результаты экспериментальной работы
По завершении формирующей части исследования был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.
Методика проведения обследования детей на контрольном этапе была прежней. Как и в процессе констатирующего этапа, полученные результаты заносились в таблицу и подвергались анализу.
Необходимо представить результаты, полученные по каждому диагностическому заданию.
Диагностическое задание №1 – «Найди звук». Согласно полученным данным, 90% дошкольников поняли инструкцию сразу и согласились выполнить задание, а 10% детей нуждались в повторении и разъяснении инструкции. Было выявлено, что задание на выделение звука из ряда других звуков и слогов теперь смогли выполнить 100% детей, задание на выделение звука из рядов слов выполнили 30% детей, хотя на констатирующем этапе дети не смогли его выполнить.
…
Заключение
Письменная речь представляет собой сложную и сознательную форму речевой деятельности людей. Ее сложная многоуровневая структура обеспечена работой не единичных «центров», а сложных функциональных образований, находящихся в разнообразных зонах центральной нервной системы, на разных ее уровнях и объединяются друг с другом единством рабочего действия.
Результативное обучение ребенка письму может осуществляться на основании определенного уровня развития готовности, предполагающей не только общую психологическую и специальную подготовку, но и развитие у детей умственных, нравственных и физических свойств. Поэтому для овладения детьми письмом требуется достаточно высокий уровень их общего развития, наличие мотива учения, адекватность и самоконтроль собственного поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
…
Список использованных источников и литературы
1. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – С. 41-46.
2. Бугоркова, А.В. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения [Текст] / А.В. Бугоркова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. – №1. – С. 60-68.
3. Валявко, С.М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 14–31.
4. Валявко, С.М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 38–51.
5. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
- 2. Бугоркова, А.В. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения [Текст] / А.В. Бугоркова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - С. 60-68.
- 3. Валявко, С.М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 14–31.
- 4. Валявко, С.М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2016. - № 1. - С. 38–51.
- 5. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
- 6. Горбунова, Е.Н. Исследование письменной речи [Текст] / Е.Н. Горбунова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №7. - С. 194-205.
- 7. Горбунова, Е.Н. Междисциплинарный подход в изучении феноменологии письменной речи в современном социуме [Текст] / Е.Н. Горбунова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 34-36.
- 8. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма. Монография [Текст] / Е.В. Гурьянов. - М.: Дрофа, 2013. - 112 с.
- 9. Докшина, А.А. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст] / А.А. Докшина, Т.И. Мехрякова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 99-101.