Стоимость: 4500 руб.

Содержание

ВНУТРИГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Феноменология внутригруппового конфликта.

1.2. Своеобразие внутригрупповых конфликтов в студенческой академической группе.

1.3. Психопрофилактика конфликтов в группе.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

2.1. Инструментарий социально-психологического исследования.

2.2. Содержание и результаты эмпирического исследования конфликтов в студенческой группе колледжа.

2.3. Разработка программы и содержания формирующего эксперимента.

2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 4500 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1. Феноменология внутригруппового конфликта.

Термин «конфликт» произошел от латинского «conflictus» («столкновение») (Большой Психологический словарь, 2005). Для определения сущности столкновения, следует рассмотреть историю формирования понятия конфликта, отношение к нему различных исследователей, начиная с древних времен, когда конфликт уже считали неотъемлемым атрибутом жизни и развития.
Еще в VII-VI вв. до н.э. китайские мыслители рассматривали конфликт, заключающийся во взаимоотношении отрицательных (инь) и положительных (янь) сторон, присущих материи, источник всего сущего. Эти стороны находятся в постоянном противоборстве и именно поэтому возникают конфликты между их носителями.
Примерно в это же время Анаксимандр считал, что все происходит из единого материального начала – «апейрона», движение которого приводит к выделению из него противоположностей.
Гераклит (VI-V вв. до н.э.) видел противоречие и борьбу источником появления в мире всего нового.

1.2. Своеобразие внутригрупповых конфликтов в студенческой академической группе.

Термин “студент” латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студенты целенаправленно и систематически овладевают знаниями и профессиональными умениями.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

1.3. Психопрофилактика конфликтов в группе.

Как правило, конфликты гораздо легче предупредить, чем разрешить, поэтому стоит уделить внимание именно профилактике конфликтов в группе. Профилактика осуществляется через комплекс определенных средств, методов, форм и предполагает определенное содержательное наполнение. Поэтому для разработки программы психопрофилактики конфликтов в студенческой группе следует рассмотреть ее методологический базис.
Основной способ профилактики конфликтов – организация такого взаимодействия между субъектами, которое исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов.
Согласно концепции конструктивного конфликта Б.И. Хасана конфликты бывают деструктивными и конструктивными. Деструктивные конфликты вызывают стресс, разрушают психику, ведут к снижению самооценки и уводят в сторону от важных проблем.

2.1. Инструментарий социально-психологического исследования.

Целью эмпирического исследования является разработка и апробация социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов в студенческой академической группе. Исследование состояло из трех частей: диагностической (для оценки изначальной ситуации в группе), формирующей (социально-психологический тренинг) и сравнительной (повторное проведение методик для оценки результата). При организации исследования мы исходили из гипотетического предположения о том, что если со студентами академической группы проводить социально-психологические тренинги, направленные на повышение конфликтологической компетентности, уровень конфликтности в группе снизится.
Использованы следующие диагностические методики методики:
1. Социометрия Я.Морено для выявления конфликтных зон и структуры межличностных внутригрупповых отношений в коллективе;
2. Тест описания поведения К.

2.2. Содержание и результаты эмпирического исследования конфликтов в студенческой группе колледжа.

Исследование проводилось на базе академической группы Севастопольского индустриально-педагогического колледжа, учащиеся которой в течение года осваивают специальность «Оператор компьютерного набора». Численность группы 19 человек, возраст от 17 до 33 лет, состав гендерный (7 мужчин и 12 женщин).
Исследование проводилось в несколько этапов.
1 этап представлял собой разработку социометрического опроса и его проведение. Одновременно с социометрией проводился опрос по методикам К.Томаса, Т.Лири и А.Ф.Фидлера. Испытуемым были представлены бланки с опросником Томаса для определения стиля поведения в конфликте, методикой «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири для изучения представлений субъекта о себе, отношения к людям в самооценке и взаимоотношений в группе, методикой оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.

2.3. Разработка программы и содержания формирующего эксперимента.

На основе выявленных потенциальных и реальных конфликтных зон был разработан тренинг, который прошел предварительную апробацию в центре тренинговых технологий филиала МГУ в г.Севастополе. Тренинг состоял из трех занятий, продолжительностью примерно по полтора часа. Занятия проводились в одной из аудиторий колледжа.
Тренинг предполагал:
• Формирование знаний и актуализацию жизненного опыта студентов по проблематике межличностных и внутригрупповых конфликтов.
• Овладение методами анализа и разрешения конфликтов.
• Формирование конструктивных стилей поведения.
• Развитие эмпатии, рефлексии, толерантности.
• Сплочение группы.
Тренинг представлен в Приложении 3.
Каждое занятие начиналось с разогревающих упражнений, позволяющих включить группу в активную работу.

2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента.

Для оценки эффективности формирующего эксперимента было проведено повторное исследование социометрического склада группы, ее психологического климата, стилей поведения членов группы в конфликтных ситуациях и преобладающего типа отношения к людям. Использовался тот же набор методик, что и при диагностическом исследовании – социометрия, тест А.Ф. Фидлера, тест К.Томаса и методика диагностики личностных отношений Т. Лири. Между первым и вторым диагностическим исследованием интервал 4 месяца. Между последним тренинговым занятием и повторным исследованием интервал 3 месяца.
С помощью социометрического исследования были получены следующие результаты:

Рис. 7. Социограмма положительного формального выбора членов академической группы колледжа после соцально-психологического тренинга.
Изменения, произошедшие в формальных отношениях группы видны невооруженным глазом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При анализе научной литературы было выяснено, что в современной психологии еще не выведено общепринятое определение конфликта. В нашей работе мы взяли за основу определение конфликта, выделенное А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые понимают его как наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия.
Конфликт является многомерным явлением и, соответственно, имеет свою структуру. В качестве основных структурных компонентов выделяют: стороны конфликта, его предмет и объект, образы предмета конфликта и конфликтной ситуации, мотивацию сторон и стратегии поведения, а также условия протекания конфликта. Для прогнозирования развития конфликта помимо структурных компонентов необходимо учитывать и динамические характеристики конфликта. В современной психологии чаще всего используется четырехфазная динамическая структура конфликта, включающая латентную, демонстративную, агрессивную и батальную фазы.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   
  • Нормы и правила корпоративной культуры // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/менеджмент/корпоративная_культура/нормы_и_правила_корпоративной_культуры/
  • 5.0
    user2405703
    Являюсь выпускником ведущего юридического ВУЗа страны. Практикующий юрист, а в силу этого знаю обо всех изменения в законе. Поэтому все решения будут актуальны на момент предоставления Вам.