Стоимость: 2000 руб.

Содержание

Глава I. Обзор литературы по вопросу формирования пространственных представлений

1.1 Формирование пространственных представлений в норме

1.2 Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

1.3 Методы формирования пространственных представлений

Глава II Исследование сформированности пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

2.1 Методы и участники исследования

2.2 Анализ результатов

Глава III Формирование пространственных представлений у дошкольников с ЗПР через организацию сюжетно-ролевых игр

3.1 Описание системы работы

2.2 Анализ результатов

Заключение

Список литературы


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 2000 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Формирование пространственных представлений в норме

В процессе познания и освоения окружающего мира человек вполне естественно пытается определить свое особое место в нем и период пребывания. Такое определение осуществляется с помощью использования понятий «пространство» и «время».
Подробнее остановимся на понятии «пространство». Понятием «пространство» определяют сосуществования и уединенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок расположения одной относительно другой. Как показал проведенный анализ, в философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознание своего места в нем.
Пространство является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Пространственные представления является неотъемлемой частью жизни любого человека, ведь невозможно само существование вне пространства и времени.

1.2 Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения и счета (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
В ряде научных исследований (Шошин П.Б., Переслени Л.И.,1981, Дунаева З. М., 1980, Шевченко С.Г.1981) указывается на то, что у большинства детей с задержкой психического развития отмечаются отклонения в формировании пространственных представлений.

1.3 Методы формирования пространственных представлений

Формирование пространственных представлений имеет особую роль для всех видов деятельности человека, охватывая всевозможные стороны их взаимодействия с действительностью.
Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов [2, с. 263].
Формирование у детей пространственных представлений идет не только в реальном мире, но и на занятиях по математическому развитию, изобразительному искусству, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных.
Во многих философских, психолого-педагогических исследованиях показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознании своего места в нем.

2.1 Методы и участники исследования

Исследование сформированности пространственных представлений у дошкольников с ЗПР было организовано и проведено в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года на базе МДОУ «Улыбка» комбинированного типа № 22. В эксперименте принимали участие 20 детей. Среди испытуемых 10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа), и 10 детей с нормальным психическим развитием (контрольная группа).
Задачи исследования:
1. определить уровень развития движений и произвольной регуляции деятельности, мнимой пространственной переориентации (методика Хеда);
2. выявить умение ребенка ориентироваться в направлениях пространства в различных условиях восприятия: в исходном положении; при повороте на 90 градусов; при повороте на 180 градусов (Методика «Скажи, где, что находится?»);
3.

2.2 Анализ результатов

Методика «Пробы Хеда» направлена на выявление состояния пространственных представлений ребенка, воображаемой пространственной переориентации, нахождения и показа правых и левых частей собственного тела.
Выполнение задач требует мнимой пространственной переориентации, чтобы преодолеть тенденцию к зеркальному воспроизведению. Оценивая выполнение задачи в целом, отметим, что дети с ЗПР по своим количественным и качественным показателям значительно уступают дошкольникам с нормальным развитием. Так, наглядное («зеркальное») воспроизведение движений, выполняемых взрослым: 2 (20%) детей с ЗПР и 8 (80%) контрольной группы правильно повторили движения за взрослым. Дети умеют различать правую и левую руку, ровно держат руки на уровне груди и на уровне носа.
2 (20%) детей с ЗПР и здоровых детей допускали некоторые ошибки во время выполнения упражнений, обычно возникали трудности коснуться левой и соответственно правой рукой уха и глаза.

3.1 Описание системы работы

Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольников ориентировка в пространстве интегрируется с конструированием, рисованием, измерением, трудовыми действиями и др. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием различных методов (моделирования, схематизации там, где это приемлемо).
Педагогическая ценность проекта в том, что тему проекта выбрали сами дети. Началось все с того, что детям была предложена игра «Магазин ковров». Т.к. дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, они с большим желанием взялись мастерить атрибуты для новой сюжетной игры, каждый сделал ковер, с помощью воспитателя рассказал, расположение фигур на плоскости.

2.2 Анализ результатов

Методика «Пробы Хеда» направлена на выявление состояния пространственных представлений ребенка, воображаемой пространственной переориентации, нахождения и показа правых и левых частей собственного тела.
Выполнение задач требует мнимой пространственной переориентации, чтобы преодолеть тенденцию к зеркальному воспроизведению. Оценивая выполнение задачи в целом, отметим, что дети с ЗПР по своим количественным и качественным показателям значительно уступают дошкольникам с нормальным развитием. Так, наглядное («зеркальное») воспроизведение движений, выполняемых взрослым: 2 (20%) детей с ЗПР и 8 (80%) контрольной группы правильно повторили движения за взрослым. Дети умеют различать правую и левую руку, ровно держат руки на уровне груди и на уровне носа.
2 (20%) детей с ЗПР и здоровых детей допускали некоторые ошибки во время выполнения упражнений, обычно возникали трудности коснуться левой и соответственно правой рукой уха и глаза.

Заключение

В рамках данной работы мы провели теоретический анализ проблемы формирования пространственной ориентировки у дошкольников с задержкой психического развития. Организованное нами обследование детей показало, что у детей с задержкой психического развития наблюдается искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве, также имеется искажённое восприятие пространственных признаков предметов, глубины пространства, удалённости и расположения предметов в пространстве. В связи с этим нами была организована коррекционно-развивающая работа с использованием комплекса мероприятий, включающих организацию сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование пространственной ориентировки дошкольников.
Разработанные нами мероприятия дали положительные сдвиги в преодолении трудностей при ориентировке в сторонах собственного тела, определений направлений пространства, понимании и назывании пространственных отношений между изображенными предметами.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Ананьев Б.Г. Формирование и восприятие пространства и пространственных представлений у детей / Отв. ред. Б.Г. Ананьев М.:1956. – 222 с.
  2. 2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
  3. 3. Бененсон Е. П., Волянова Е. В. Математика для малышей. М., 2009. – 112 с.
  4. 4. Венгер Л. А., Мухина Г. С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  5. 5. Веракса Н.Е. Формирование единых временно-пространственных представлений/Дошкольное воспитание. 1976. – №5. – С.13.
  6. 6. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 2010. – 133 с.
  7. 7. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961. – 200 с.
  8. 8. Галкина О.И. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей: Известия ЛИИ сфс. — М., 1956. – 223 с.
  9. 9. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания Издательство: М., Директ-Медиа, 2008. – 223 c.
  10. 10. Гураш Л. Раннее детство: специфика, особенности // Л. Гураш // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 1. - С. 24.
  11. 11. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 560 с.
  12. 12. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  13. 13. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики /Л.И. Переслений //Вопросы психологии. -2009. -№ 1-С.34.
  14. 14. История методики развития элементарных математических представлений// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. I и II Составители: З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб., 2009. – 136 с.
4.92
user533418
Большой опыт в выполнении курсовых, контрольных и других видов работ. Ответственна и пунктуальна. Всегда на связи.