Стоимость: 500 руб.

Содержание

1.1 Категория «сенсорное воспитание» в психолого-педагогической литературе

1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

2.1. Организация исследования

2.2. Констатирующий этап

2.3. Формирующий этап

2.4. Контрольный этап

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 500 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Категория «сенсорное воспитание» в психолого-педагогической литературе

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых истоков, выделяла сенсорное воспитание в качестве «центрального момента педагогического процесса».
Впервые оценка роли чувственного опыта в развитии и воспитании ребенка, по мнению исследователей истории педагогики, была дана Яном Каменским в его педагогическом произведении «Материнская школа», где противопоставлялось «действенное» воспитание словесному и учитывалась необходимость организации восприятия детьми явлений внешнего мира посредством всех органов чувств. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в работе Я. Каменского «Мир чувственных вещей в картинках» [24, c. 72-76].
На чувственный опыт ребенка при его воспитании предлагал обращать особое внимание И.Г. Песталоцци, что подробно описано в работе «Азбука зрительных восприятий». Также И.Г.

1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Важнейшей психолого-педагогической характеристикой при анализе возраста, является понятие ведущей деятельности, т.е. игры. Для дошкольника такой деятельностью выступает сюжетно-ролевая игра, так как именно в процессе проигрывания различных ролей во взаимодействии со сверстниками в игровых ситуациях, ребенок приобретает необходимый опыт общественного взаимодействия. Главной потребностью дошкольника становится адаптация в мире взрослых людей, отсюда постоянное их стремление примеривать на себя взрослые функции, социальных ролей. Поскольку реальное выполнения функциональных обязанностей взрослых людей на данном возрастном этапе не представляется возможным, складывается противоречие между стремлениями ребенка к статусу взрослого и ограниченными реальными возможностями.

Выводы по первой главе

В данной главе нами рассмотрено понятие сенсорного воспитания, которое заключается в целенаправленном педагогическом воздействии, обеспечивающем формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Также нами дана психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника вступает сюжетно-ролевая игра. Познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие) характеризуются началом формирования произвольности. Вместе с тем окончательно произвольность познавательных процессов будет сформирована только к концу следующего возрастного периода. Личностное развитие ребенка также переживает изменение: возникают первые этические инстанции.
В ходе проведения теоретического исследования нами изучена роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. С помощью настольных игр формируются представления о цвете, форме и размере у детей дошкольного возраста.

2.1. Организация исследования

Исследование было проведено на базе МБДОУ № 14 «Светлячок» городской округ Химки Московской области. В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 1 месяца, все воспитанники старшей группы детского сада. Дети из полных семей. Социально-экономический уровень семей средний.
Экспериментальное исследование было организовано в три этапа. На констатирующем этапе была проведена диагностика сенсорного развития детей. По результатам диагностики дети были разделены на две группы экспериментальную и контрольную, одинаковые по уровню сенсорного развития, в каждой по 8 человек.
На формирующем этапе с детьми экспериментальной группы была проведена работа по сенсорному воспитанию. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика сенсорного развития детей, проанализирована динамика изменений в сенсорном развитии детей экспериментальной и контрольной групп.
Для диагностики были использованы следующие методики:
• методика М.

2.2. Констатирующий этап
Результаты изучения уровня развития зрительного восприятия испытуемых по методике М.Фростиг представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня развития зрительного восприятия испытуемых по методике М. Фростиг

п./п.
Параметр
Группа
Низкий ур-нь
Средний ур-нь
Высокий ур-нь
1
Зрительно-моторная координация
ЭГ

8

КГ
6
2

2
Фигуро-фоновые отношения
ЭГ

4
4

КГ
6
2

3
Константность восприятия
ЭГ

3
5

КГ
6
2

4
Положение в пространстве
ЭГ

4
4

КГ
7
1

5
Пространственные отношения
ЭГ

5
3

КГ
5
3

6
Суммарный балл
ЭГ

4
4

КГ
6
2

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
Наглядно результаты изучения уровня развития зрительного восприятия детей на констатирующем этапе по методике М.Фростиг представлены в рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Результаты изучения уровня развития зрительного восприятия испытуемых по методике М.Фростиг (в баллах)
Результаты изучения уровня развития зрительного восприятия испытуемых по методике Д.

2.3. Формирующий этап

С детьми экспериментальной группы нами был проведен комплекс занятий с использованием настольных игр.
Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении уровня развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста с помощью настольных игр.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) Подобрать или разработать содержание дидактических игр по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни и апробировать его на практике.
2) Обогатить предметно – развивающую среду наглядными пособиями и дидактическими играми, направленными на умение соотносить, различать предметы по цвету, называть цвет предметов.
3) Определить оптимальные педагогические условия, способствующие успешному формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни.
При организации настольных игр для детей старшего дошкольного возраста (возраст от 5 до 6 лет) были учтены возрастные возможности воспитанников.

2.4. Контрольный этап
На контрольном этапе мы произвели диагностику при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе.
Первой проведенной методикой выступила методика «Зрительное восприятие» М.Фростиг.
Результаты изучения уровня развития зрительного восприятия испытуемых по методике М.Фростиг представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты контрольной диагностики зрительного восприятия
по методике М. Фростиг

п./п.
Параметр
Гр.
Н
С
В
1
Зрительно-моторная координация
ЭГ

8

КГ
6
2

2
Фигуро-фоновые отношения
ЭГ

4
4

КГ
6
2

3
Константность восприятия
ЭГ

3
5

КГ
6
2

4
Положение в пространстве
ЭГ

4
4

КГ
7
1

5
Пространственные отношения
ЭГ

5
3

КГ
5
3

6
Суммарный балл
ЭГ

4
4

КГ
6
2

Примечание:
В таблице использованы следующие условные обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень,
ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам выполнения исследования можно сказать, что была достигнута поставленная цель работы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
• рассмотрено понятие «сенсорное воспитание»;
• представлены психологические особенности детей дошкольного возраста;
• определена роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста;
• проанализированы результаты экспериментального исследования роли настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста;
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с помощью настольных игр будет эффективным при реализации условий:
• организация совместной игры детей и педагога;
• организация самостоятельной игры детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Абдулаева Е. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста / Е. Абдулаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 101–110.
  2. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2006. – 701 с.
  3. 3. Автомонов О. Ам Ням, Лунатики… и другие настольные игры / О. Автомонов // Дошкольное образование. – 2015. – № 10. – С. 48–51.
  4. 4. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Д. Айрес ; пер. Ю. Даре. – 2-е изд. – М. : Теревинф, 2010. – 272 с.
  5. 5. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности / Л.А. Байкова. – Рязань: РГПИ, 1994. – 108 с.
  6. 6. Богомолова М.И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике начало XX в. / М.И. Богомолова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – № 3. – С. 102–108.
  7. 7. Букатов В.М. Секреты дидактических игр : психология, методика, дисциплина / В.М. Букатов. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Речь : Образовательные проекты ; М. : Сфера, 2010. – 203 с.
  8. 8. Вавичкина М. Настольные игры / М. Вавичкина // Игра и дети / ред. Е. Горбачева. – 2009. – № 3. – С. 25–27.
  9. 9. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : от рождения до 6 лет : книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер ; под ред. Л.А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
  10. 10. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 70 с.
  11. 11. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2001. – 624 с.
  12. 12. Воропаева И. Развитие сенсорного опыта дошкольников / И. Воропаева // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. – № 6. – С. 43–45.
  13. 13. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
5.0
user575492
Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.