Стоимость: 2500 руб.

Содержание

1.2. Мифология творения

1.3. Тема творца и творения в современном литературоведении

1.1. Повесть Булгакова и роман «Пища богов» Г. Уэллса

1.2. Метафора красного луча в повести Булгакова

1.3. Приемы создания образа профессора В.И. Персикова

1.4. Концепт роковой ошибки в повести Булгакова

2.1. «Собачье сердце» Булгакова и «Остров доктора Моро» Г. Уэллса

2.2. Мотивная организация повести «Собачье сердце»

2.4. Шариков как творение

Заключение

Список литературы


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 2500 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.2. Мифология творения

Сотворение человека – одна из самых больших загадок. Человек всегда задавался вопросом, как он появился. Научные исследования антропогенеза до сих пор полны лакун и не лишены противоречий. Тем больше места остается для мифологического понимания процесса сотворения, и значительное место в нем занимает концепция творения «по своему образу и подобию», присущая как библейской картине мира, так и многим другим, ориентированным на какую-либо религию.
Впервые идею о том, что человек, подобно какому-либо божеству, может тоже создать другого человека не через природный процесс зачатия и рождения, а по своей творческой воле, мы находим в древнегреческой мифологии. Миф о Пигмалионе, создавшем статую прекрасной Галатеи, которая была оживлена Афродитой в ответ на его мольбы дать ему в жены такую же прекрасную девушку, можно найти в «Мифологической библиотеке» Аполлодора и «Метаморфозах» Овидия.

1.3. Тема творца и творения в современном литературоведении

Тема творца и творения широко обсуждается в современном литературоведении. В поле зрения исследователей попадают как литературные произведения, упомянутые выше, так и множество других. Поскольку наша тема связана с творчеством М.А. Булгакова, в нашем кратком обзоре сделаем акцент на тех литературоведческих трудах, которые непосредственно связаны с творчеством писателя и его специфической проблематикой.
Если представить себе все множество сочинений, где в том или ином виде звучит тема Творца и творения, то можно увидеть постепенное смещение жанров такого рода текстов от философских трудов, от серьезных драм, романов и поэм в сторону сочинений фантастических и сатирических. В эту линию вписываются и романы Г. Уэллса, и повести М.А. Булгакова, о которых пойдет речь далее. Также могут быть названы более поздние сочинения Р. Шекли («Верный вопрос»), С. Лема («Звездные дневники Ийона Тихого»), М. де Унамуно («Туман»), В.

1.1. Повесть Булгакова и роман «Пища богов» Г. Уэллса

В повести «Роковые яйца» Булгаков намеренно отсылает читателя к роману Г. Уэллса «Пища богов». В третьей главе повести ассистент профессора Персикова Петр Степанович Иванов, охарактеризованный прежде как «холодный и сдержанный джентльмен», восторженно восклицает: «Эврика! …вы открыли что-то неслыханное… Профессор Персиков, вы открыли луч жизни!… Вы понимаете, — продолжал он страстно, — Владимир Ипатьевич, герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор… Вы помните его „Пищу богов?“» [1. С. 56].
Этим приемом Булгаков не только указывает на один из очевидных источников сюжета, не только предлагает сравнивать две фабулы. Он, очевидно, отсылает к фантастической повести по типу Уэллса вообще, и тем самым избавляется от необходимости подробно объяснять и логически обосновывать фантастическое допущение, лежащее в основе сюжета.

1.2. Метафора красного луча в повести Булгакова

Как уже упоминалось, существование красного луча – это допущение, дающее фантастическое обоснование всей повести. Однако функции его этим не ограничиваются. Очевидно, что красный луч используется Булгаковым как метафора, имеющая отношение к Советской власти.
Происхождение самой идеи о красном луче видят в циркулировавших в Киеве в начале 1919 года слухах; их приводит в книге «Сентиментальное путешествие писатель и литературовед В.Б. Шкловский: «Рассказывали, что у французов есть фиолетовый луч, которым они могут ослепить всех большевиков, и Борис Мирский написал об этом луче фельетон “Больная красавица”. Красавица – старый мир, который нужно лечить фиолетовым лучом. И никогда раньше так не боялись большевиков, как в то время. Рассказывали, что англичане – рассказывали это люди не больные, – что англичане уже высадили в Баку стада обезьян, обученных всем правилам военного строя.

1.3. Приемы создания образа профессора В.И. Персикова

В отличие от фрагментарных сведений о Рокке, о профессоре Владимире Ипатьевиче Персикове Булгаков дает развернутую информацию. По приведенным в повести сведениям можно даже вычислить точную дату рождения Персикова: 16 апреля 1870 года, поскольку в ходе повествования 16 апреля 1928 года ему исполняется 58 лет. Таким образом, главный герой оказывается ровесником Владимира Ильича Ленина, родившегося всего на 6 дней позже. Полагают, что дата 16 апреля также выбрана неслучайно, именно в этот день в 1917 году Ленин вернулся в Россию, положив начало активным революционным событиям. На следующий день после его приезда были опубликованы Апрельские тезисы с призывом к перерастанию буржуазно-демократической революции в социалистическую. Именно в этот момент для России загорелся «красный луч».

1.4. Концепт роковой ошибки в повести Булгакова

В повести «Роковые яйца» Булгаков неоднократно вводит читателя в заблуждение относительно виновных сторон и причин произошедшей катастрофы. В тексте писатель несколько раз подчеркивает, что все беды происходят из открытия Персикова. Однако, если размышлять логически, красный луч в руках самого Персикова никому никакого вреда не принес и принести не мог. От луча пострадал только сам профессор: от попадания в зону действия луча на руках разрастался эпителий, поэтому руки профессора были все замазаны йодом и забинтованы.
Луч проявил свою смертоносную силу только тогда, когда под его действием вывелись гигантские гады.

2.1. «Собачье сердце» Булгакова и «Остров доктора Моро» Г. Уэллса

В тексте повести «Собачье сердце» прямых отсылок к творчеству Уэллса нет. Однако аналогия с романом «Остров доктора Моро» напрашивается сама собой по многим причинам. Во-первых, главным героем становится врач-хирург, светило медицинской науки; во-вторых, оба главных героя ставят опыты над животными; в-третьих, в результате этих опытов животные приобретают сходство с людьми или становятся людьми: они говорят, передвигаются на задних конечностях вертикально, им пытаются привить человеческие понятия об обществе и жизни в нем. И у Уэллса, и у Булгакова опыты заканчиваются возвращением подопытных к своему животному состоянию.
Оба сочинения, разделенные промежутком почти в 30 лет, относятся к жанру фантастики, которая, впрочем, выглядит довольно реалистично. В основе обоих фантастических сюжетов лежит сходная посылка: из животного медицинским (хирургическим) путем возможно создать человека.

2.2. Мотивная организация повести «Собачье сердце»

Мотив как кратчайшая сюжетная или смысловая единица литературного текста имеет большое значение во всем творчестве Булгакова. Е.А. Яблоков посвящает этой теме целую книгу «Мотивы прозы Михаила Булгакова». Разумеется, собственная мотивная организация есть и в повести «Собачье сердце». Она многоуровневая и включает как специфически «булгаковские» мотивы, так и связанные с литературой (и даже шире – культурой) в целом. Попытаемся рассмотреть их в движении от более конкретных, хорошо узнаваемых в тексте, к обобщающим и рассредоточенным в смысловых пластах текста.
«Собачье сердце» входит в трилогию повестей, где Булгаковым разворачивается помимо всего прочего тема Москвы. Поэтому мотивы, связанные с Москвой здесь можно найти повсеместно. Прежде всего это определенные топосы, где разворачивается действие. Но наиболее важным и универсальным для творчества Булгакова видится мотив дома.

2.4. Шариков как творение

Полиграф Полиграфович Шариков возник благодаря операции, проведенной профессором Преображенским псу Шарику, которому были пересажены гипофиз и половые железы от пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. В результате добродушный пес стал агрессивным, тупым и наглым существом, напоминающим своего донора. Вид его при появлении перед профессором Преображенским таков: «У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице луговой небритый пух. Лоб поpажал своею малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка. Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито-небесного цвета галстух с фальшивой рубиновой булавкой.

Заключение

М.А. Булгаков жил в поворотную для России эпоху, когда старый мир с привычными устоями и ценностями безвозвратно уходил в прошлое, а его сменял новый мир: непривычный, необъяснимый с помощью прежних понятий, непредсказуемый и небезопасный. Писатель не принял новых порядков этого мира, он не смог вписаться в него, как это сделали некоторые его литературные герои. Но в своих сочинениях он оставил очень глубокий анализ этого времени, людей той эпохи и их картины мира.
Тема творца и творения, и шире – тема творчества, оказалась одной из наиболее важных и для самого писателя, и для культуры и искусства того времени. Оказалось, что только внутренне свободный человек способен на творчество, на открытия, на плодотворную работу и исследования. А человек, вписанный в систему, являющийся ее легко заменяемым «винтиком», не может создать что бы то ни было стоящее.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Бахтин Б. Б. Булгаков и Гоголь: материалы к теме // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988.
  2. 2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М., 1991.
  3. 3. Вергелис А. П. Шариков преображённый // Новый берег 2016. 53
  4. 4. Владимиров И. Ф. Гоголь и Булгаков // Н. В. Гоголь: Загадка третьего тысячелетия: Сборник докладов под общ. редакцией В. П. Викуловой. М. 2002.
  5. 5. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес; Вступ. ст. В. Я. Лакшина, С. 7-37; Послесл. М. О. Чудаковой, С. 483-524. — М.: Советский писатель, 1988. — 525, [1] с.
  6. 6. Галинская И. Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях: Сборник научных трудов. - М., 2003.
  7. 7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки; русской; литературы XX века. - М., 1994.
  8. 8. Гёте И. В. Фауст. - М., 1969.
  9. 9. Голан А. Миф и символ. - М., 1993.
  10. 10. Голубович Н.В. Художественные модели реальности в прозе М. Булгакова 1920-х годов и принципы их создания // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2013, № 4. – с.37-44
  11. 11. Грознова Н. А. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте 20-х годов // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л., 1991. Кн. I.
  12. 12. Гудкова В. В. Время и театр Михаила Булгакова. М., 1988.
  13. 13. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
  14. 14. Джулиани Р. Тема омоложения в европейской литературе 1920-х гг.: М. Булгаков и И. Свево // Лингвистика и культурология. М., 2000.
  15. 15. Егоров Б. Ф. Булгаков и Гоголь: Тема борьбы со злом // От Хомякова до Лотмана. М., 2003.
  16. 16. Ермолинский С. А. Из записок разных лет: Михаил Булгаков и Николай Заболоцкий. М., 1990.
  17. 17. Ерофеева К.Л. Проблема творца и творения в художественной литературе и идеи современного креационизма // Соловьевские исследования. – Вып.1 (37). – 2013. – с. 139-149.
5.0
user575492
Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.