Стоимость: 350 руб.

Содержание

1.1. Понятие памяти в научной литературе

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.3. особенностей памяти у детей младшего школьного возраста

Выводы по главе 1

2.1. Инструментарий исследования памяти

2.2. Процедура исследования произвольной памяти у детей младшего школьного возраста

2.3. Характеристика выборки и анализ результатов исследования

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 350 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1. Понятие памяти в научной литературе

Установлено, что психологической основой прочности знаний является память. Именно она дает возможность повторять, закреплять усвоенное, чтобы не забыть его или восстановить забытое.
Анализ научной литературы дает основания для вывода, что проблема памяти является одной из центральных в обучении, поскольку она выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения учебного материала, как условие для дальнейшего мыслительной проработки нового материала.
Исследователями установлено, что чаще всего именно неразвитая, слабая память является причиной неуспеваемости школьников: изученный материал плохо запоминается, а это препятствует его полному усвоению. Проблеме роли памяти в процессе обучения посвящено достаточно большое количество исследований.
Активизация в современной психологии интереса к теоретическим и прикладным проблемам памяти в значительной степени связана с проблемами оптимизации процесса обучения.

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

Многие психологи считают эмоциональность характерной чертой младшего школьника. Было установлено, что именно в этом возрасте возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения продолжают доминировать над процессами торможения. Это предопределяет неусидчивость, активность и повышенную эмоциональность начинающих учеников, что отражается на их учебной деятельности.
Еще В. Сухомлинский отмечал, что «без надежной эмоциональной основы невозможно не только успешное, но и вообще нормальное обучение» [7, 502].
Как свидетельствуют научные исследования, основным источником эмоциональных переживаний младших школьников является учебная деятельность, в том числе ее ядро – учебный материал, а также взаимоотношения в коллективе ровесников.

1.3. особенностей памяти у детей младшего школьного возраста

Память как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта [12, С.15].
Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Уже у младенцев память выступает в своей элементарной форме – запоминание и последующем распознавании жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, имеет непроизвольный характер. Ребенок не умеет ставить перед собой цель запомнить[14, С. 34].
В период дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем – запомнить, учится усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группировки материала) [12, С. 98].

Выводы по главе 1
Память – это сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих ученых. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по ее развитию, использовать нетрадиционные способы переработки и сохранения информации.
При проведении таких занятий, учителя, школьные психологи, родители должны учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.
К концу младшего школьного возраста у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала. Очень важно научить детей правильно ставить цели для запоминания, ведь именно от мотивации зависит продуктивность обучения а следовательно и успеваемость младших школьников. Поэтому улучшать успеваемость младшего школьника означает развивать память младшего школьника, итак далее в нашем исследовании мы обратим внимание на приемы развития памяти. Поэтому мы переходим от теоретического раздела. исследования памяти.

2.1. Инструментарий исследования памяти

Методика «Определение типа памяти» у младших школьников.
Цель: определение преобладающего типа памяти. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица. Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов.

2.2. Процедура исследования произвольной памяти у детей младшего школьного возраста

Для реализации плана психолого-педагогического эксперимента были задействованы четыре группы младших школьников, каждая из которых соответствовала одному из экспериментальных условий, а именно:
– группа 1 – концентрированное предъявление развивающих упражнений с подэтапом осознания (метамнемическим) в начале развивающей программы;
– группа 2 – концентрированное предъявление развивающих упражнений с подэтапом осознания (метамнемическими) в конце развивающей программы;
– группа 3 – распределенное предъявление развивающих упражнений с подэтапом осознания (метамнемическим) в начале развивающей программы;
– группа 4 – распределенное предъявление развивающих упражнений с подэтапом осознания (метамнемическим) в конце развивающей программы.

2.3. Характеристика выборки и анализ результатов исследования

С помощью двухфакторного дисперсионного анализа проверялись три главные гипотезы:
– различия в показателе успешности усвоения учебных программ младшими школьниками, обусловленные действием фактора А (сосредоточенности предъявления развивающих упражнений), которые являются более выраженными, чем случайные различия между показателями;
– различия в показателе успешности усвоения учебных программ младшими школьниками, обусловленные действием фактора В (осознанием метамнемических процессов в начале или в конце развивающей программы), которые являются более выраженными, чем случайные различия между показателями;
– влияние фактора А на уровень успешности усвоения учебных программ младшими школьниками отличаются при разных градациях фактора В, и наоборот.
Таблица 2 содержит результаты проверки трех основных гипотез двухфакторного дисперсионного анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе результатов формирующего эксперимента можно прийти к выводам:
1. Произвольная память имеет значительный развивающий потенциал относительно применения в практике школьного обучения как ресурс позитивного влияния на становление познавательных процессов. Об этом свидетельствуют исследования в указанной сфере.
Анализ научных источников по проблеме исследования позволил определить роль познавательной памяти в функционировании когнитивной подсистемы психики и отметить недостаточную исследованность всех ее разновидностей. Кроме того, вопрос относительно возрастной динамики произвольной памяти и динамики ее роли в познавательном развитии ребенка требует дополнительных исследований.
2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 2000.
2. Вейн А.М. Память человека. – М.: Просвещение, 1999.
3. Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. / Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. – М.: Просвещение, 1998.
4. Гальперин. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1998.
5. Гарибян К.А. Школа памяти. – М.: Просвещение, 2001.
6. Голубева А.С. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: Педагогика, 2000.
7. Занков Л.В. Память школьника. – М., 2002.
8. Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний / Научные записки Харьковского пед. института. Том 1, 1999.
9. Зинченко П.И. О некоторых вопросах изучения памяти//Вопросы психологии. – 1998. – №1.
10. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М.: Просвещение, 1998.
11. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 2000.
12. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М., Просвещение, 2002.
13. Лезер Ф.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 2000.
  2. 2. Вейн А.М. Память человека. – М.: Просвещение, 1999.
  3. 3. Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. / Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. – М.: Просвещение, 1998.
  4. 4. Гальперин. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1998.
  5. 5. Гарибян К.А. Школа памяти. – М.: Просвещение, 2001.
  6. 6. Голубева А.С. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: Педагогика, 2000.
  7. 7. Занков Л.В. Память школьника. – М., 2002.
  8. 8. Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний / Научные записки Харьковского пед. института. Том 1, 1999.
  9. 9. Зинченко П.И. О некоторых вопросах изучения памяти//Вопросы психологии. – 1998. – №1.
  10. 10. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М.: Просвещение, 1998.
  11. 11. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 2000.
  12. 12. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М., Просвещение, 2002.
  13. 13. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М.: Просвещение, 1999.
  14. 14. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1998.
  15. 15. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Просвещение, 2001.
  16. 16. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. – М.: АПН, 1998.
  17. 17. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. – М.: Владос, 1999.
  18. 18. Петровский А.В Вопросы истории и теории психологии. – М.: Педагогика, 1999.
  19. 19. Розов А.И. Память. – М., 2000.
  20. 20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001.
  21. 21. Рудик П.А. Психология. – М.: Просвещение, 1999.
  22. 22. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. – М.: Владос, 1998.
  23. 23. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. – М., 2000.
  24. 24. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1999.
  25. 25. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1998.
  26. 26. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: Просвещение, 1998.
5.0
AndyFit
Имею экономическое (бух. учет) и юридическое образование. Специализируюсь по написанию курсовых работ, рефератов по экономике (в частности бух. учет, финансы и кредит, банковское дело). Решаю контрольные работы по бух. учету, праву и др