Стоимость: 1500 руб.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА МАНИПУЛЯЦИИ И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1. Определение феномена манипуляции

1.2. Эволюция феномена манипуляции в историческом контексте

Выводы по главе 1

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА МАНИПУЛЯЦИИ КАК ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

2.1. Психологические предпосылки и причины манипуляции

2.2. Социальные предпосылки и причины возникновения манипуляции

2.3. Манипулятивный инструментарий

2.4. Составляющие манипуляции

2.5. Сферы манипуляционных воздействий

2.6. Технологии и механизмы манипуляции

2.7. Методы нейтрализации манипулятивных атак

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 1500 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1. Определение феномена манипуляции

На сегодняшний день существует большое количество трактовок термина манипуляции. Данная тема рассматривается относительно недавно, но несмотря на это мы имеем обширный круг научно-публицистических работ, посвященных проблемам манипуляции в современном обществе. Такой интерес к данному вопросу продиктован, прежде всего, ввиду интенсивного развития общества, технологий межличностных коммуникаций и увеличению информационного потока в социальной среде.
К наиболее полным трудам, посвященным проблеме социальных манипуляций, можно отнести работы Р. Гудина, Г. Шиллера, Э. Шострома, Дж. Рудинова и др. К оценке феномена манипуляции явственно обозначились два подхода: социально-политический, связанный, как правило, с массовыми манипуляциями (С. Кара-Мурза, Д. Волкогонов, Б. Бессонов, А. Власов, Н. Иванчук, З. Бахтуридзе, Б. Лозовский и другие), и теоретико-психологический, заостряющий внимание на манипуляциях межличностных (Е. Доценко, И. Мельник, Г.

1.2. Эволюция феномена манипуляции в историческом контексте

Манипуляция как феномен и вид коммуникативной связи возник давно. Данное явление в его метафорическом значение трактовалось по-разному. Манипуляцию называли искусством убеждения, талантливого оратора называли манипулятором, благодаря способности к красноречию и убеждению. Проблема манипуляции, её историческая эволюция изучалась многими учеными. Для начала необходимо определиться, для чего нам необходимо изучение исторического контекста феномена манипуляции. На это есть несколько причин:
– необходимо проанализировать роль данного явления как одного из видов социального управления в историческом контексте общественного развития и понять как качественно изменялась роль манипуляции в выстраивание коммуникативных связей.
– обнаружить причины и проследить развитие феномена манипуляции, его технологий.

Выводы по главе 1

Манипуляция является распространенной формой межличностных коммуникаций. Данный феномен принято рассматривать в таких областях научного знания как психология, политология и социология. Рассмотрение манипуляций, привязанных к одной из перечисленных сфер ограничивает поле научного исследования. Трактовка различных вариантов термина манипуляция имеют свои основания и содержательно целостны, но носят частный, односторонний характер изучения. На сегодняшний день не существует единого, устоявшегося, академического определения данного феномена. Рассмотрев и проанализировав большое количество предложенных в научных источниках формулировок термина манипуляция, можно сделать вывод, что однозначно определить манипуляцию невозможно, каждое из них имеет свои особенности и области применения. Несмотря на то, что существует большое количество трактовок феномена манипуляция, Е.Л.

2.1. Психологические предпосылки и причины манипуляции

Манипуляция как явление изучалась в таких разделах научного интереса как психология и политология. В психологии, манипуляция изучалась как процесс воздействия на психику человека, его чувства, эмоции, что является основой содержания манипуляционных воздействий.
В политике, манипуляция понималась как способ воздействия на общество посредствам особых инструментов через СМИ, агитацию и прочее.
Мы отметили ранее, что манипуляция носит не только психологический и политический характер, а также и социальный, поскольку именно процессы, происходящие в обществе, порождают феномен манипуляции. Место психики в развитие феномена манипуляции следует определять через социальную обусловленность. Градация и разделение психики и социального необходимо для того, чтобы проранжировать импульсы возникновения явления манипуляции.

2.2. Социальные предпосылки и причины возникновения манипуляции

Манипуляция как феномен в своём содержание несёт и социальную нагрузку. Данное явление является формой общественного взаимодействия людей. Как мы выяснили ранее, манипуляция является частью выстраивания социальных отношений и вписано в структуру коммуникативных стратегий. Этот феномен несёт и исторический контекст, поскольку её социальная роль трансформировалась от периода к периоду, в зависимости от условий. Манипуляция является следствием тех исторических событий, которые происходили в обществе поэтому является закономерным феноменом в социальной среде.
То есть, не только механизмы взаимодействия структуры психики являются предпосылками возникновения манипуляций. В том числе манипуляция возникает при определенных социальных изменениях, происходящих в обществе. Общество как организационная форма людей формируется благодаря социальным взаимодействиям.

2.3. Манипулятивный инструментарий

Манипуляция, также как одна из форм социального взаимодействия по своей структуре многоаспектна. Проблематикой влияния манипуляции в формирование общественных отношений занимались много авторов. Зачастую, анализ сводился с стандартизированным функциям манипуляции таким как: скрытое влияние, уловка, хитрость, обман, подчинение воли человека, что приравнивает манипуляцию к общественному злу и её антигуманистической направленности. Анализы были проведены в социальных, экономических и политических рамках, что говорит об ограниченности и локальном рассмотрение феномена манипуляции. Ранее мы выяснили, что манипуляция имеет более широкое определение, затрагивая психологическую составляющую личности человека и тему отчуждения.
Для полного анализа, нам необходимо проследить связь между возникновением социальных манипуляций и экономических явлений, а именно конкретных инструментов манипуляции в воздействии общественным сознанием.

2.4. Составляющие манипуляции

Инструменты, приёмы манипуляций в коммуникативных отношениях описаны и разобраны достаточно детально во многих научно-популярных книгах. Данные аспекты затрагиваются в литературе по социологии, психологии и зачастую тема инструментов манипуляции является основополагающей при написание этих работ. В пример , мы можем привести известную книгу Американского психолога Роберта Чалдини «Психология влияния» 23 Эта работа была написана впервые в 1984 году и после переиздавалась 6 раз. Данные и содержание в этой работе постоянно актуализировались, и информационная база пополнялась. Анализ механизмов и инструментов манипуляции способствовал созданию различных подходов к проблеме общественных манипуляций, а также своё применение находит на бытовом уровне в практическом его применение.
Первых подход к проблеме анализа механизмов манипуляции связан с вопросами психологии.

2.5. Сферы манипуляционных воздействий

В современном обществе, с развитием информационных технологий, можно проследить тенденцию, что люди всё чаще становятся объектами манипуляций со стороны тех самых информационных технологий, таких как СМИ и прочие инструменты воздействия.
«Мир масс-медиа, является одним из основных источников связи с обществом»24
Коммуникативные процессы, происходящие в обществе, являются одной из самых ярко выраженных форм социальных манипуляций. Роль и характер воздействия этих сфер определяется через исторический контекст, в которых формировались те самые общественные отношения. Следовательно, рассматривая и анализируя изменения в историческом развитие общества, можно проследить как менялись сферы коммуникативных процессов, так и их формы. Общественная сфера, является полем для реализации манипуляций, а поскольку общество изменчиво, то и формы этих воздействий тоже претерпевали изменения, чтобы отвечать современным запросам субъектов манипуляций.

2.6. Технологии и механизмы манипуляции

Под технологией понимается совокупность методов и инструментов, которые использует индивид для достижение личных интересов и желаний.25 Применимо к манипуляции, можно сказать, что технология это определённого рода совокупность мероприятий и приёмов субъекта манипуляции который стремится к возбуждению у объекта сознательных и бессознательных структур, чтобы в конечном итоге добиться желаемого результата выгодного для субъекта инициируемых процессов.
На сегодняшний день, в специализированной литературе описано и разобрано множество манипулятивных технологий и приёмов. Как мы ранее выяснили, что тема манипуляции ставиться всё актуальнее в наше время, то различные технологии мы можем увидеть в разных сферах затрагиваемого вопроса. Приёмы манипуляции, описываются в литературе по маркетингу, пиару, рекламе, в книгах по психологии, социологии и наконец в практических пособиях по менеджменту разного уровня.

2.7. Методы нейтрализации манипулятивных атак

На сегодняшний день, существует достаточное количество написанных работ на тему нейтрализации и способов борьбы с манипуляциями. Но на первый взгляд не все так просто. Для начала, стоить отметить что те случаи манипуляционных воздействий на индивида, которые происходят в повседневной жизни, на бытовом уровне, безусловно несут негативную окраску.
Ранее мы обсуждали, что из отрицательных моментов манипуляции можно выделить такие результаты этой активности как стереотипизация мышления, навязывание индивиду ложных воззрений, торможение личностного развитие, подмена свободы воли и выбора. В конечном итоге, принуждение человека к действиям, которые изначально не были заложены в его мотивах безусловно приносят вред как моральный, так и возможный физический. Манипуляция имеет разрушающий эффект личности человека, которая теряет свою уникальность и индивидуальность.

Выводы по главе 2

Социальное влияние – это воздействие общества и других людей, а также изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других.
Психологическое воздействие – прямое, намеренное, адресное влияние вне административных рычагов и рамок, с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.
Сегодня, в условиях непрекращающегося научно-технического прогресса, люди остро чувствуют переизбыток информации, стараются его не замечать, но это невозможно. Как говорится, кто владеет информацией – тот владеет миром. Однако считать властелином мира человека, находящегося под давлением буквально лавины информации, у которого, возможно, уже информационный стресс,- нереально, да и просто смешно. Люди пытаются отсеять лишнюю «шелуху», найти «зерно истины» – то, что действительно для них важно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе , манипуляция стала неотъемлемой частью выстраивания коммуникативных связей. Целью данной курсовой работы являлся анализ феномена манипуляции, её места в формирование социальных отношений, причины и характеристики возникновения в межличностных коммуникациях. На основании поставленной цели, автор данной работы получилось достичь следующих задач:
1. Проанализировать понятие манипуляции.
Рассмотрев и проанализировав большое количество вариаций определения феномена манипуляция , автор работы сделал следующие выводы:
– единого, общего, академического определения « манипуляции» не существует.
– в зависимости от области изучения данного феномена, меняется содержание и характеристика данного явления.
– манипуляцию принято изучать в таких областях научного знания как психология, социология, философия, политология.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Бессонов Б. Н. Идеология духовного подавления.— М.: 1971.— 295 с
  2. 2. Бубер М. Я и Ты. М.: «Высшая школа»,1993 с.9-10
  3. 3. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.- М, 2001.
  4. 4. Габитова Р. Человек и общество в немецком экзистенциализме М.,1972 . С.37
  5. 5. Гегель Г. Философия права М.,1991 с.71
  6. 6. Грачев Г. Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.,1999
  7. 7. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996.
  8. 8. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М: «ЧеРо», 1997. С.43.
  9. 9. Доценко Е. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.,1996 с.109
  10. 10. Доценко Е. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.,1996 с.110
  11. 11. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал, 1993. Т.14. N 4.
  12. 12. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1996 с 59.
  13. 13. Е.Н. Скаженник. Практикум по деловому общению. Таганрог 2005.
  14. 14. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995.
  15. 15. Ж-П. Сартр и «Тошнота»
  16. 16. Ильенков Э. Философия и культура: Сб. статей. М.,1991 с.148
  17. 17. Каган М.С. Проблема диалога в современной философской мысли/ Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. СПб., 1998 с. 49
  18. 18. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М, 1974
  19. 19. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М, 1974 с 73
  20. 20. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000.
  21. 21. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.
  22. 22. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. Киев, 2000 с.37-39
  23. 23. Куликов В.Н.Прикладное исследование социально-психологического воздействия.- Иваново, 1982.
  24. 24. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. - М., 1991.
  25. Виды и методы информационного менеджмента // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/менеджмент/виды_и_методы_информационного_менеджмента/
  26. Реализация информационного права на предприятии // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/государство_и_право/реализация_информационного_права_на_предприятии/
5.0
ellize
Занимаюсь выполнением дипломных, курсовых и контрольных работ около 3 лет. Выполняю работу качественно и в короткие сроки. От вас - максимум информации по заказу.