Стоимость: 550 руб.
Содержание
1 Теоретические аспекты изучения проблемы гендерных развитий нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Нравственные представления и специфика их развития у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Психологические особенности гендерных различий у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Пути развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей
Выводы по первой главе
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Программа исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по развитию нравственных представлений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
1.1 Нравственные представления и специфика их развития у детей старшего дошкольного возраста
Прогрессивное развитие общества, его благосостояние зависят не только от материального уровня общества, но, прежде всего, от его духовного развития, от нравственного совершенствования людей. В связи с этим особую значимость приобретают нравственная закалка подрастающего поколения, формирование его нравственного сознания и нравственного поведения.
Нормативные идеи, правила, которые регулируют нравственную жизнь общества, могут иметь и постоянный, и изменчивый характер. Жизнеспособные идеи сохраняются надолго, составляя существенную основу морали. Разумеется, потому они и становятся традициями, обычаями, ритуалами, которые навеки определят поведение людей в обществе, в социальной группе, в труде, в быту и т.д.
…
1.2 Психологические особенности гендерных различий у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время тематика гендерных различий между мальчиками и девочками в области отечественного образования приобретает все большую популярность.
М. Кордуэлл определяет гендерные различия как биологические и внешние различия между мужчинами и женщинами, замечая, что данное различие может проводиться по первичным признакам (связанным с воспроизводством) и по вторичным признакам (биологическим, но не связанным с воспроизводством) [13, с. 46].
Э. Маккоби и К.Джеклин определили четыре психологических отличия между мужчиной и женщиной [Цит. по: 8]:
• способности к ориентации в пространстве;
• математические способности;
• коммуникативные навыки;
• агрессивность.
Так, согласно концепции, предложенной авторами, у мужчин лучше развиты пространственные и математические способности. Мужчины и женщины применяют разные стратегии при выполнении умственных задач.
…
1.3 Пути развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей
В последние годы в Российской Федерации был принят ряд важнейших нормативно-правовых документов в сфере образования и воспитания подрастающего поколения: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» и др. Они ставят перед дошкольным образованием новые цели и задачи, в соответствии с которыми на первый план выходит сам ребенок. Личностно ориентированная модель образования предполагает новые подходы к пониманию периода дошкольного детства как наиболее значимого, ценного в становлении личности индивида.
…
Выводы по первой главе
Нравственные представления представляют собой вторичные обобщенные психические образования, включающие систему норм и правил поведения, опосредованных субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных представлений и качеств.
При этом развитие нравственных представлений старших дошкольников 5-7 лет идет по следующим линиям: уточнение нравственных знаний о хорошем и плохом, правильном и неправильном поведении; осознание последствий нарушения нравственных норм для себя и окружающих; освоение эмоциональной оценки (чувств и переживаний); определение поступков, как хороших или плохих с помощью усвоенных нравственных норм.
…
2.1 Программа исследования
Процесс формирования и развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста протекает как последовательная смена нескольких этапов.
Первый, поисково-подготовительный этап, предполагал осуществление теоретического анализа методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; конкретизацию целей, предмета, объекта, методов, определение гипотезы исследования; обоснование гендерных различий в нравственных представлениях старших дошкольников, обоснование модели психолого-педагогической коррекции выявленных проблем.
На втором, диагностико-аналитическом (констатирующем) этапе, продолжалось научно-теоретическое изучение нравственных представлений девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста; осуществлялась разработка программы диагностики, методов и методик для изучения детской тревожности; проводились диагностика и анализ результатов констатирующего эксперимента.
…
2.2 Анализ результатов исследования
На втором этапе исследования изучались уровень и особенности развития нравственных представлений у испытуемых с учетом их гендерной принадлежности.
В таблице 1.1 представлены результаты проведения первой диагностической методики.
Таблица 1.1 – Результаты диагностики по методике «Вопросы»
Испытуе-мые
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Общие баллы с точки зрения правиль-ности ответа
Общие баллы с точки зрения полноты ответа и проявления эмпатии
Мальчики
1
+ +
+ +
+ +
+
+ +
+ +
6
5
2
+
++
+
+
+
+
6
1
3
+
+
+
+
+
5
0
4
+
+
+
+
+
+
6
0
5
+ +
+ +
+
+
+ +
+
6
3
6
+
+
+
+
+
5
0
7
+ +
+ +
+
+
+ +
+
6
3
8
+
++
+
+
+
+
6
1
9
+
+
+
+
+
5
0
10
+
+
+
+
+
5
0
Девочки
1
+
+
+
+
+
5
0
2
+ +
+ +
+ +
+
+ +
+ +
6
5
3
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
6
6
Окончание таблицы 2.
…
2.3 Рекомендации по развитию нравственных представлений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
В рамках психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников работа по формированию, развитию и коррекции их нравственных представлений с учетом выявленных гендерных особенностей должна осуществляться в рамках тесного взаимодействия всех участников воспитательного процесса и в тесном контакте с психологами и родителями.
При этом рекомендуется проведение следующих этапов работы с родителями дошкольников:
1. Информирование об индивидуально-психологических особенностях ребенка.
2. Обучение навыкам ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
3. Выработка в семье единых правил и требований.
4. Отказ от наказания как основного метода.
…
Выводы по второй главе
В исследовании гендерных различий старших дошкольников в части формирования и развития нравственных представлений приняли участие 20 воспитанников МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 378» в возрасте 5-6 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Целью опытно-экспериментальной работы стало определение гендерных различий в нравственных представлениях старших дошкольников.
Гипотеза исследования была сформулирована как положение о наличии гендерных различиях в нравственных представлениях старших дошкольников.
В качестве основных диагностических методик были выбраны:
7. Методика Т.В. Лаврентьевой и ее коллег «Вопросы»
8. Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах»
9. Методика Т.В.
…
Заключение
Нравственные представления представляют собой вторичные обобщенные психические образования, включающие систему норм и правил поведения, опосредованных субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных представлений и качеств. Дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, учатся соотносить представления о нравственных нормах с собственными поступками, что является их главной отличительной чертой от детей младшего дошкольного возраста.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
- 2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Москва: Прайм- Еврознак, 2014. – 320 с.
- 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2014. – 446 с.
- 4. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
- 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
- 6. Галанина, В.М. Организационный конфликт и методы его разрешения / В.М. Галанина, К.А. Папоян // Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 27.
- 7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебоне пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
- 8. Груздева, Е.В. Изучение влияния гендерных различий на успешность обучения детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Груздева / Материалы восьмой международной студенческой электронной научной конференции. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/20183.pdf (дата обращения: 15.01.2018)..
- 9. Дронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьев. – М.: Инфра-М, 2015. – 212 с.
- 10. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
- 11. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2013. – 431 с.