На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность.В условиях перемены менталитета общества и изменения ценностей, возникает проблема формирования духовной культуры российского школьника. В социально-гуманитарных учебных дисциплинах под духовной культурой понимается совокупность духовных ценностей и творческой деятельности, которая включает в себя науку, искусство, религию, мораль, политику, право0.Русский философ И. А. Ильин определил духовную культуру как сферу человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности0.
Именно изучение духовной культуры в рамках курса истории и обществознания, отраженные в рабочих программах основной школы, становятся одной из таких платформ.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования в РФ, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода.
Духовная культура направлена на раскрытие не только личностных результатов учащихся, но и на приобретение им предметных умений (формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности). Реализацию приведенных предметных умений возможно через миропонимание и познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества, воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве)0.
5 октября 2016 года Президент РФ В.В. Путин на встрече с победителями всероссийского конкурса «Учитель года» поддержал идею введения в школах общего культурологического курса, который бы повышал духовно-нравственную культуру учеников. «Конечно, это полезно, –сказал он, отвечая на вопрос, нужен ли в школе общий культурологический курс, который бы преподавался всем детям вне зависимости от национальности и вероисповедания»0. Он отметил, что в свое время была практика преподавания духовной культуры.
Обзор источников и литературы. Духовная культура и проблема её формирования рассмотрены в психолого-социологическом и в историко-культурологическом направлении как в трудах зарубежных, так и отечественных ученых. В психолого-социологическом направлении следует выделить В. Вундта0,Дж.Г. Мида0, З.Фрейда0, Т.С. Элиота0, П.А.Сорокина0, Л.С. Выготского0.
Историко-культурологическое направление представленывыдающимися деятелями Государственного института искусствознания:
И.Э. Грабаря, С.М. Эйзенштейна, Б.В. Асафьева, В.Н. Лазарева, А. К. Дживелегова0.
Инновационный опыт рассмотрен на основе предлагаемых методических разработок учителей Ж.В. Зориной0 и Н.О. Холматовой0. Также внимание уделяется нормативно-правовой базе, включающий в себя ФГОС ООО0 и Историко-культурный стандарт (далее – ИКС)0.
Объект – формирование духовной культуры личности учащихся на уроках истории России.
Предмет – эффективные педагогические подходы к изучению духовной культуры в курсе истории России в 9 классе.
Цель исследования – выявление эффективных методических подходов в рамках изучения духовной культуры на уроках истории России в основной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
– определение психолого-педагогических и методических подходов проблемы исследования, отраженных в научной литературе;
– обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования;
– проведение педагогической диагностики по теме исследования;
– разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления;
– анализ и систематизация результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
– концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
– психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении;
– дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения.
Гипотеза: изучение духовной культуры в основной школе будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, которые помогут ее самореализации и интеграции в национальную и мировую культуру.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования,
– изучение и обобщение инновационного опыта преподавания;
– анализ творческих и письменных работ учащихся,
– апробация экспериментальной модели обучения.
Научная новизна. Теоретически разработана и экспериментально апробирована авторская модель изучения духовной культуры в курсе истории основной школы, способствует решению проблемы формирования духовной культуры учащихся в процессе учебной деятельности.
Практическая значимость.Выводы и заключения выпускной квалификационной работы могут использоваться в качестве дополнительного материала при преподавании в основной и средней школе, на семинарских занятиях, а также при написании научных статей.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выпускного квалификационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием ««Священная война»: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»0; Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в научной среде»0.
Кроме того, автор исследования принял участие в конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2015 года по социогуманитарному направлению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенныхна параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений….
Именно изучение духовной культуры в рамках курса истории и обществознания, отраженные в рабочих программах основной школы, становятся одной из таких платформ.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования в РФ, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода.
Духовная культура направлена на раскрытие не только личностных результатов учащихся, но и на приобретение им предметных умений (формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности). Реализацию приведенных предметных умений возможно через миропонимание и познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества, воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве)0.
5 октября 2016 года Президент РФ В.В. Путин на встрече с победителями всероссийского конкурса «Учитель года» поддержал идею введения в школах общего культурологического курса, который бы повышал духовно-нравственную культуру учеников. «Конечно, это полезно, –сказал он, отвечая на вопрос, нужен ли в школе общий культурологический курс, который бы преподавался всем детям вне зависимости от национальности и вероисповедания»0. Он отметил, что в свое время была практика преподавания духовной культуры.
Обзор источников и литературы. Духовная культура и проблема её формирования рассмотрены в психолого-социологическом и в историко-культурологическом направлении как в трудах зарубежных, так и отечественных ученых. В психолого-социологическом направлении следует выделить В. Вундта0,Дж.Г. Мида0, З.Фрейда0, Т.С. Элиота0, П.А.Сорокина0, Л.С. Выготского0.
Историко-культурологическое направление представленывыдающимися деятелями Государственного института искусствознания:
И.Э. Грабаря, С.М. Эйзенштейна, Б.В. Асафьева, В.Н. Лазарева, А. К. Дживелегова0.
Инновационный опыт рассмотрен на основе предлагаемых методических разработок учителей Ж.В. Зориной0 и Н.О. Холматовой0. Также внимание уделяется нормативно-правовой базе, включающий в себя ФГОС ООО0 и Историко-культурный стандарт (далее – ИКС)0.
Объект – формирование духовной культуры личности учащихся на уроках истории России.
Предмет – эффективные педагогические подходы к изучению духовной культуры в курсе истории России в 9 классе.
Цель исследования – выявление эффективных методических подходов в рамках изучения духовной культуры на уроках истории России в основной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
– определение психолого-педагогических и методических подходов проблемы исследования, отраженных в научной литературе;
– обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования;
– проведение педагогической диагностики по теме исследования;
– разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления;
– анализ и систематизация результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
– концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
– психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении;
– дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения.
Гипотеза: изучение духовной культуры в основной школе будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, которые помогут ее самореализации и интеграции в национальную и мировую культуру.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования,
– изучение и обобщение инновационного опыта преподавания;
– анализ творческих и письменных работ учащихся,
– апробация экспериментальной модели обучения.
Научная новизна. Теоретически разработана и экспериментально апробирована авторская модель изучения духовной культуры в курсе истории основной школы, способствует решению проблемы формирования духовной культуры учащихся в процессе учебной деятельности.
Практическая значимость.Выводы и заключения выпускной квалификационной работы могут использоваться в качестве дополнительного материала при преподавании в основной и средней школе, на семинарских занятиях, а также при написании научных статей.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выпускного квалификационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием ««Священная война»: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»0; Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в научной среде»0.
Кроме того, автор исследования принял участие в конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2015 года по социогуманитарному направлению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенныхна параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений….