На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

1.1 Игра в работе с детьми дошкольного возраста
Исследования многих ученых дают достаточно оснований для обоснованного предположения о возникновении и развитии игры [5;11;16]. Причем, существуют разнообразные подходы к оценке степени значимости игры и сущности ее значения. Еще в античную эпоху было распространено представление об игре, как об эффективном способе воспитания и обучения. Так, по мнению философа Платона, все необходимые знания детям должны передаваться посредством игры. Аристотель рассматривал обучающие игры серьезным делом, занятием «не для забавы» [50].
Особое внимание рассмотрение проблемы игры достигло в Новое время, когда анализировались разные аспекты игры, особенно методологический аспект, к которому относится концепция игры И. Канта. Философ рассматривал обозначил игру как «принцип, посредством которого априорно представляется общее условие, единственно допускающее, чтобы вещи могли стать объектами нашего познания» [6].

1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Непосредственно под речью рассматривают форму общения, опосредствованную языком, которая не является прирожденной способностью человека, а складывается вместе с развитием ребенка [29]. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей. Речь возникает при наличии конкретных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы.
Проблемой речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занималось много исследователей, таких как: Л.С. ॱВолкова,Л.Н. ॱЕфименкова, Н.С. ॱЖукова, Р.Е. ॱЛевина и др [9;17;18;24;]. Авторы указывали на то, что речевые особенности детей зависят от структуры дефекта.
Особенности речевого развития детей изучаются в разных аспектах.

1.3 Особенности использования игры как формы логопедического воздействия с детьми дошкольного возраста
Как указано в исследованиях, игра обеспечивает преодоление нарушений речи и овладение лексикой языка. Особое внимание в данной работе уделяется дидактическим играм. В работе с детьми с ОНР, по мнению Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, используют 2 типа обучающих игр: с фиксированными, открытыми правилами и со скрытыми правилами [7]. К играм первого типа относят большинство обучающих, познавательных и подвижных игр. Кроме того, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. К играм второго типа относят сюжетно-ролевые, в которых правила существуют неявно.
Особое внимание уделяется дидактическим играм при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Ученые рекомендуют использовать игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.

2.1. Организация, цели, задачи и методы исследования
По результатам теоретических исследований нами была осуществлено экспериментальное исследование, которое осуществлялось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы “Школа № 1528” имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова
В нем принимало участие 10 детей среднего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:
1.Констатирующий этап предполагал проведения диагностики лексики у детей среднего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня.
2.Формирующий этап предполагал подбор и апробацию коррекционно-развивающей программы для повышения эффективности работы по развитию лексики с помощью игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР,
3. Контрольный этап предполагал проверку эффективности экспериментальной работы и сравнение результатов.