На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

На сегодняшний день много работ посвящено феномену тревожности, который занимает особое место в человеческой жизни. В них исследователи рассматривают влияние тревожности на формирование и развитие личности в целом. В первую очередь интерес представителей разных научных областей к данной проблеме вызван рассмотрением влияния тревожности на разные сферы человеческой жизнедеятельности, а именно: учебно-познавательную, психическую, коммуникативную и эмоциональную. Немаловажным критерием для изучения данного феномена выступает ещё и то, что тревожность оказывает значительное влияние на успеваемость человека в учебной деятельности. Это предполагает и указывает на то, что влияние тревожности и его изучение — это два отделимых друг друга понятия от самого понятия жизни человека. В современных исследованиях научное понятие «тревожность» понимается как негативное эмоциональное переживание, которое связано с ощущением опасности. Личностная тревожность представляет собой совокупность таких проявлений как страх, беспокойство, боязнь, опасение, повышенный уровень напряжения, а также основополагающую черту индивида, формирование которой происходит еще в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими. Также повышенный уровень тревожности крайне неблагоприятно сказывается на процессе жизнедеятельности подростка: способствует формированию неадекватной самооценки, снижению уровня умственной работоспособности, является предпосылкой конфликтных ситуаций в связи с агрессивным характером поведения (Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан). Большое количество работ ученых посвящено установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и некоторыми особенностями восприятия, интеллектуальными и психическую особенностями (Ю.М. Забродин, И.А. Мусина). Выявленная связь с социальными условиями дает основание для представлений о личностной, социальной природе тревожности. Физиологи и психофизиологии в 18 веке определили, что познание нового материала, проверка полученных знаний, умений всегда сопровождается повышением уровня тревоги у подростков. Данный факт фиксирует проявление нормальной защитной реакции организма, способствующей мобилизации сил для преодоления трудностей. Кроме того, достаточная степень тревоги является средством, консолидирующим ресурсы организма для эффективного выполнения учебной деятельности. И напротив, когда показатели уровня тревожности выше либо ниже нормы, запускается процесс разрушения физиологических механизмов защиты. Эти факты свидетельствуют об отрицательном воздействии на формирование личности подростка. Цель исследования: теоретически и эмпирически исследовать влияние тревожности старших школьников на их успеваемость. Объект исследования: тревожность старших школьников. Предмет исследования: влияние тревожности старших школьников на их успеваемость. Гипотеза исследования – имеется значимая корреляционная взаимосвязь между показателями тревожности и успеваемости у старшеклассников. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии; 2. Проанализировать факторы проявления тревожности в старшем подростковом возрасте 3. Изучить влияние тревожности на успеваемость старшеклассников 4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей тревожности у старшеклассников с разным уровнем успешности в учебной деятельности; 5. Разработать рекомендации педагогам/родителям/старшеклассникам. Теоретико-методологической базой исследования явились концепции и теоретические положения эмоциональных состояний тревожности В.М. Астапова, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергера, К. Хорни. В рамках личностно-когнитивного подхода мы руководствовались положением о личностной тревожности Л. В. Куликова как о субъективном явлении, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. Взаимосвязь уровня тревожности и успеваемости школьников раскрывается в работах Овчаровой Р.В., Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., Большакова В.Ю. Методы исследования для достижения цели и решения поставленных задач в теоретическом исследовании был использован метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Основным эмпирическим методом выступило тестирование по методикам: 1. Шкала тревожности (Рогов) 2. Шкала реактивной и личностной тревожности (Спилберга) 3. Шкала экзаменационной тревожности 4. Личностная шкала проявления тревоги (Тейлор адаптация Немчинова), также были использованы методы количественного и качественного анализа данных, методы математической статистики. …
   
5.0
Elina.Romanova
Юрист в области гражданского,наследственного, административного права. Стаж работы более 5 лет. Имеется опыт в написании контрольных,курсовых,дипломных работ. Пунктуальна,ответственна, организована.