На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность темы исследования. Возрастание требований к законодательному регулированию во всех сферах государственной и общественной жизни имеет непосредственное отношение к проблемам преступлений, связанных с нарушением правил эксплуатации транспорта и в первую очередь это связано с обеспечением безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, следует отметить, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, представлены в Уголовном кодексе Российской Федерации1 отдельной главой (27), где содержится девять составов преступлений. Но, несмотря на их групповую принадлежность и определенную однородность криминалистической характеристики, первоначального и последующего этапов расследования, изучение каждого из них представляет отдельную криминалистическую методику.
С этих позиций, вполне обоснованным представляется рассмотреть методику расследования дорожно – транспортных происшествий2 ( ст. 264) как одного видов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Поскольку борьба с дорожно-транспортными преступлениями и обеспечение безопасности дорожного движения продолжает оставаться одной из важнейших общегосударственных задач.
Значительное увеличение за последние несколько лет количества транспортных средств на дорогах страны, появление современных, более динамичных автомобилей отечественного и зарубежного производства – все это усложнило проблему безопасности дорожного движения, привело к росту преступлений, связанных с нарушением правил эксплуатации транспорта.
В частности, в своем выступлении Министр внутренних дел России Р. Нургалиев на расширенном заседании Коллегии МВД России, 17 февраля 2006 года, отметил, что в связи с увеличением автопарка и ростом числа дорожно-транспортных происшествий увеличился процент нераскрытых дорожно-транспортных преступлений, с мест которых они скрылись. В связи с этим было обращено особое внимание на улучшение всей организации следственной и оперативной работы органов МВД по раскрытию и предупреждению указанных преступлений3.
Сложность их раскрытия определяется многими причинами: сотрудникам милиции зачастую приходится разыскивать не только транспортное средство, но и самого водителя; нередко на месте дорожно-транспортного происшествия, а также на транспортных средствах следы преступления фальсифицируются либо умышленно уничтожаются преступником; очевидцы события преступления часто отсутствуют или травмированы случившимся и не могут точно описать обстоятельства преступления, приметы скрывшегося транспортного средства и его водителя.
Трудности в расследовании во многом усугубляются и тем, что оперативность решения ряда вопросов организационно-технического характера при проведении первоначальных оперативно-розыскных и следственных действий также во многих случаях оставляет желать лучшего.
На основании изложенного, целью выпускной квалификационной работы является изучение криминалистической методики расследования ДТП, планирования расследования данного вида преступлений.
Указанная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
– изучить основные элементы криминалистической характеристики нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
– проанализировать обстоятельства подлежащие установлению по данной категории уголовных дел;
– рассмотреть особенности первоначального и последующего этапов расследования
– проанализировать состояние профилактической работы органов внутренних дел в сфере предупреждения ДТП, выявить основные проблемы и недостатки в данном направлении.
Объектом исследования является противоправная деятельность лиц, совершающих преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, деятельность следователя при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела, а также при проведении комплекса следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования.
Предметом исследования выступают закономерности методики расследования ДТП: особенности уголовно-правовой и криминалистической характеристик, следственные ситуации, складывающиеся при расследовании, тактика проведения следственных действий на первоначальном и последующих этапах расследования; меры направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
Методология и методы исследования. Характер задач, решаемых в выпускной квалификационной работе, определил комплекс общих и частных научных методов исследования. В работе использовались общенаучные методы – дедукция и индукция, анализ и синтез, исторический и логический, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-логический, статистический.
Нормативной базой являются Конституция РФ, международные правые акты, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, РСФСР (не утратившие силу), приказы Генерального прокурора РФ и МВД России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность расследования ДТП, и как следствие, показатели раскрываемости непосредственно зависят от активности участников уголовно-процессуальной деятельности на первоначальном этапе расследования.
2. Специфика последующих следственных действий по делам о ДТП состоит в том, что при их проведении удается не только проверить собранные по делу доказательства, но и получить новые.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что обобщенные в процессе исследования материалы могут служить основой при подготовке учебных, методических и учебно-методических пособий. Результаты исследования – положения, выводы, предложения дают возможность их практического применения в деятельности органов дознания, предварительного следствия в ОВД по вопросам расследования ДТП….
Вместе с тем, следует отметить, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, представлены в Уголовном кодексе Российской Федерации1 отдельной главой (27), где содержится девять составов преступлений. Но, несмотря на их групповую принадлежность и определенную однородность криминалистической характеристики, первоначального и последующего этапов расследования, изучение каждого из них представляет отдельную криминалистическую методику.
С этих позиций, вполне обоснованным представляется рассмотреть методику расследования дорожно – транспортных происшествий2 ( ст. 264) как одного видов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Поскольку борьба с дорожно-транспортными преступлениями и обеспечение безопасности дорожного движения продолжает оставаться одной из важнейших общегосударственных задач.
Значительное увеличение за последние несколько лет количества транспортных средств на дорогах страны, появление современных, более динамичных автомобилей отечественного и зарубежного производства – все это усложнило проблему безопасности дорожного движения, привело к росту преступлений, связанных с нарушением правил эксплуатации транспорта.
В частности, в своем выступлении Министр внутренних дел России Р. Нургалиев на расширенном заседании Коллегии МВД России, 17 февраля 2006 года, отметил, что в связи с увеличением автопарка и ростом числа дорожно-транспортных происшествий увеличился процент нераскрытых дорожно-транспортных преступлений, с мест которых они скрылись. В связи с этим было обращено особое внимание на улучшение всей организации следственной и оперативной работы органов МВД по раскрытию и предупреждению указанных преступлений3.
Сложность их раскрытия определяется многими причинами: сотрудникам милиции зачастую приходится разыскивать не только транспортное средство, но и самого водителя; нередко на месте дорожно-транспортного происшествия, а также на транспортных средствах следы преступления фальсифицируются либо умышленно уничтожаются преступником; очевидцы события преступления часто отсутствуют или травмированы случившимся и не могут точно описать обстоятельства преступления, приметы скрывшегося транспортного средства и его водителя.
Трудности в расследовании во многом усугубляются и тем, что оперативность решения ряда вопросов организационно-технического характера при проведении первоначальных оперативно-розыскных и следственных действий также во многих случаях оставляет желать лучшего.
На основании изложенного, целью выпускной квалификационной работы является изучение криминалистической методики расследования ДТП, планирования расследования данного вида преступлений.
Указанная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
– изучить основные элементы криминалистической характеристики нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
– проанализировать обстоятельства подлежащие установлению по данной категории уголовных дел;
– рассмотреть особенности первоначального и последующего этапов расследования
– проанализировать состояние профилактической работы органов внутренних дел в сфере предупреждения ДТП, выявить основные проблемы и недостатки в данном направлении.
Объектом исследования является противоправная деятельность лиц, совершающих преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, деятельность следователя при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела, а также при проведении комплекса следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования.
Предметом исследования выступают закономерности методики расследования ДТП: особенности уголовно-правовой и криминалистической характеристик, следственные ситуации, складывающиеся при расследовании, тактика проведения следственных действий на первоначальном и последующих этапах расследования; меры направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
Методология и методы исследования. Характер задач, решаемых в выпускной квалификационной работе, определил комплекс общих и частных научных методов исследования. В работе использовались общенаучные методы – дедукция и индукция, анализ и синтез, исторический и логический, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-логический, статистический.
Нормативной базой являются Конституция РФ, международные правые акты, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, РСФСР (не утратившие силу), приказы Генерального прокурора РФ и МВД России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность расследования ДТП, и как следствие, показатели раскрываемости непосредственно зависят от активности участников уголовно-процессуальной деятельности на первоначальном этапе расследования.
2. Специфика последующих следственных действий по делам о ДТП состоит в том, что при их проведении удается не только проверить собранные по делу доказательства, но и получить новые.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что обобщенные в процессе исследования материалы могут служить основой при подготовке учебных, методических и учебно-методических пособий. Результаты исследования – положения, выводы, предложения дают возможность их практического применения в деятельности органов дознания, предварительного следствия в ОВД по вопросам расследования ДТП….