На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность темы исследования. Постоянное увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе породило явление интенсивной амортизации профессиональных знаний. В связи с чем непрерывное образование превращается в социальный институт расширенного воспроизводства общества и профессиональной культуры специалиста.
Специфической особенностью развития системы национального образования является реформирование профессионального образования, которое обеспечивает подготовку специалиста для рыночной экономики, легко адаптируется к изменяющимся условиям современной действительности, профессионально мобильного и способного к реализации своих компетенций. Отсутствие возможностей подготовки специалиста данного уровня единовременно и за очень короткий промежуток времени привело к потребности развития системы непрерывного профессионального образования в интересах создания трудового и интеллектуального потенциала государства на основе интеграции всех имеющихся ресурсов, к принятию системных мер по оптимизации политики государства в сфере образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики.
Роль дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в современной системе национального образования определяется его воздействием на конкурентоспособность экономики, воспроизводство интеллектуального потенциала общества, обеспечение социальной защищенности и реабилитации граждан. Это может быть достигнуто при помощи своевременной профессиональной ориентации, переобучения новым специальностям и профессиям, а равно получения дополнительных квалификаций и повышения уровня необходимых компетенций для выполнения трудовых функций в ходе производственной деятельности.
Высокая мобильность и краткосрочность процесса обучения, которая позволяет быстро реагировать на колебания конъюнктуры на рынке труда; возможность более гибкого удовлетворения потребностей рынка труда в специалистах по количеству, профилю и уровню их подготовки, включая широкий диапазон варьирования численности учебных групп, вплоть до индивидуального обучения; более широкий спектр образовательных и сопутствующих им услуг; обучение редким профессиям; быстрое формирование и обучение команд специалистов под конкретный заказ; оперативное реагирование на заявки предприятий и подготовка специалистов под конкретные рабочие места выгодно отличают систему ДПО от традиционного общего профессионального образования.
Однако существуют и проблемы, которые связаны с организацией ДПО, как педагогического, так и нормативного характера.
Отличие процесса образования при получении ДПО от его классической постановки в высшем образовательном учреждении, объясняется, прежде всего, резкой неоднородностью контингента, другим характером взаимодействия преподавателей с обучающимися. Короткая продолжительность подготовки, большая заинтересованность в получении профессиональных знаний, преобладание практических знаний над теоретическими, более интенсивные технологии образования, большее разнообразие применяемых форм обучения требуют совместной активной деятельности как преподавателя, так и слушателя. Поэтому кадровые вопросы системы ДПО, разработка научных и учебно-методических материалов в области новых педагогических технологий являются ключевыми.
Остро стоит вопрос нормативно-правовой базы функционирования системы ДПО. В настоящее время дополнительное профессиональное образование функционирует в рамках действия ФЗ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», однако данные законодательные акты в полной мере не могут обеспечить юридическое регулирование деятельности по целому ряду вопросов. К примеру, связанных с управлением качеством ДПО, включая вопросы образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания образовательных программ и уровню требований к специалистам, лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ ДНО, развитие нормативно-правовой базы механизма комплексной оценки (повторного лицензирования, аттестации, государственной аккредитации).
Все изложенное выше определяет актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.
Анализом вопросов совершенствования системы дополнительного профессионального образования занимались Надвикова В. В., Тарханова И.Ю., Шаталов М.А., Кизина О.С., Мычка, С.Ю.
Значительный вклад в разработку инновационных методов обучения при реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров внесли Серякова C.Б., Рукина И.М., Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Шивякова Е.В….
Специфической особенностью развития системы национального образования является реформирование профессионального образования, которое обеспечивает подготовку специалиста для рыночной экономики, легко адаптируется к изменяющимся условиям современной действительности, профессионально мобильного и способного к реализации своих компетенций. Отсутствие возможностей подготовки специалиста данного уровня единовременно и за очень короткий промежуток времени привело к потребности развития системы непрерывного профессионального образования в интересах создания трудового и интеллектуального потенциала государства на основе интеграции всех имеющихся ресурсов, к принятию системных мер по оптимизации политики государства в сфере образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики.
Роль дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в современной системе национального образования определяется его воздействием на конкурентоспособность экономики, воспроизводство интеллектуального потенциала общества, обеспечение социальной защищенности и реабилитации граждан. Это может быть достигнуто при помощи своевременной профессиональной ориентации, переобучения новым специальностям и профессиям, а равно получения дополнительных квалификаций и повышения уровня необходимых компетенций для выполнения трудовых функций в ходе производственной деятельности.
Высокая мобильность и краткосрочность процесса обучения, которая позволяет быстро реагировать на колебания конъюнктуры на рынке труда; возможность более гибкого удовлетворения потребностей рынка труда в специалистах по количеству, профилю и уровню их подготовки, включая широкий диапазон варьирования численности учебных групп, вплоть до индивидуального обучения; более широкий спектр образовательных и сопутствующих им услуг; обучение редким профессиям; быстрое формирование и обучение команд специалистов под конкретный заказ; оперативное реагирование на заявки предприятий и подготовка специалистов под конкретные рабочие места выгодно отличают систему ДПО от традиционного общего профессионального образования.
Однако существуют и проблемы, которые связаны с организацией ДПО, как педагогического, так и нормативного характера.
Отличие процесса образования при получении ДПО от его классической постановки в высшем образовательном учреждении, объясняется, прежде всего, резкой неоднородностью контингента, другим характером взаимодействия преподавателей с обучающимися. Короткая продолжительность подготовки, большая заинтересованность в получении профессиональных знаний, преобладание практических знаний над теоретическими, более интенсивные технологии образования, большее разнообразие применяемых форм обучения требуют совместной активной деятельности как преподавателя, так и слушателя. Поэтому кадровые вопросы системы ДПО, разработка научных и учебно-методических материалов в области новых педагогических технологий являются ключевыми.
Остро стоит вопрос нормативно-правовой базы функционирования системы ДПО. В настоящее время дополнительное профессиональное образование функционирует в рамках действия ФЗ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», однако данные законодательные акты в полной мере не могут обеспечить юридическое регулирование деятельности по целому ряду вопросов. К примеру, связанных с управлением качеством ДПО, включая вопросы образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания образовательных программ и уровню требований к специалистам, лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ ДНО, развитие нормативно-правовой базы механизма комплексной оценки (повторного лицензирования, аттестации, государственной аккредитации).
Все изложенное выше определяет актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.
Анализом вопросов совершенствования системы дополнительного профессионального образования занимались Надвикова В. В., Тарханова И.Ю., Шаталов М.А., Кизина О.С., Мычка, С.Ю.
Значительный вклад в разработку инновационных методов обучения при реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров внесли Серякова C.Б., Рукина И.М., Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Шивякова Е.В….