На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Идея Эдипова комплекса покоится на древних представлениях об отцеубийстве и инцестуозных (кровосмесительных) связях в семье. Древнегреческий миф об Эдипе воспроизводит события, возможно, имевшие место в пра-обществе [16]. Этот сюжет нашел свое отражение в трагедии Софокла «Царь Эдип».
В древнегреческой трагедии Софокла развертывается картина тех ужасных преступлений, которые, не ведая того, совершил Эдип — сын фиванского царя Лайя и его жены Иокасты. Сюжетная нить произведения такова: оракул предсказал, что еще не рожденный сын Лайа станет его убийцей. После рождения сына Лай, пытаясь избавиться от него, приказал убить мальчика. На третий день жизни малыша он связал ему лодыжки, отсюда имя Эдип (стреноженный), и велел забросить младенца на недоступную скалу. Иокаста отдала сына пастуху и, страшась предсказаний, велела умертвить его. Но пастух, которому было поручено это дело, оставил мальчика живым.
1.2. История формирования взглядов З. Фрейда на проблему Эдипова комплекса
Психоанализ — не что иное, как результат главным образом самоанализа Фрейда. Анализ был предпринят в 1897 году, очевидно, по двум причинам: непосредственной причиной был небольшой истерический невроз, от которого он хронически страдал уже со студенческих лет, но который усилился под воздействием общего крушения его теории совращения; но основной причиной было стремление спасти, что возможно, из прошлой аналитической работы и найти основание, опираясь на которое он мог бы действовать чисто психологически в отношении решения проблемы невроза и лечения своих пациентов.
Записи об этом периоде могут быть найдены только в восемнадцати письмах к Вильгельму Флиссу с сентября 1897 года до сентября 1898 года. Указанный самоанализ производился почти исключительно путем толкования символов в его собственных сновидениях и так называемых свободных ассоциаций [33].
1.3. Постфрейдовский период изучения Эдипова комплекса
1.3.1. Э. Фромм
Э. Фромм, изучая Эдипов комплекс в теории З. Фрейда наряду с теплым, нежным, нередко эротическим чувством привязанности к матери, выделил новый тип инцестуозного влечения, который называл злокачественным и связывал его с некрофилией – согласно его гипотезе, такая мания является самым ранним истоком некрофилии. К этой группе Фром относил детей, которые не проявляют никакой эмоциональной привязанности к матери, которые не могут и не стремятся вырваться из оболочки своей самодостаточности. Самая крайняя форма такой самодостаточности по Фромму – у детей с синдромом аутизма: «Такие дети не могут расколоть скорлупу нарциссизма. Мать никогда не становится для них объектом любви; и вообще у них не формируется эмоциональное отношение к кому бы то ни было.
2.1. Методологические концепции изучения историко-гуманитарного знания
Одним из важнейших вопросов, определяющих развитие психологической науки, является ее методологический фундамент.
В отечественной психологии была разработана методологическая концепция, основанная на принципах диалектики, детерминизма, единства личности, сознания и деятельности, отражения, развития, принципе системного подхода в психологии, личностного опосредствования, единства теории, эксперимента и практики (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. А. Смирнов, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, Е. В. Шорохова, Л. И. Анцыферова и др.) [26].
В зарубежной психологии методологический базис определяется тем направлением, в рамках которого проводятся исследования.
В характеристике методов исследования в истории психологии выделяют следующие подходы:
– бихевиористский;
– когнитивный;
– психоаналитический;
– гуманистический и др.
2.2. Группа методов истории психологии по критерию синхроничности-диахроничности-бихроничности
Рассмотрим первую группу методов истории психологии.
К синхроничным методам могут быть отнесены методы, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Синхроничные методы исследования.
№, n/n Метод Описание метода
1. Дескриптивный метод Описание определенного периода развития психологической науки, какой-либо ее области, состояния разработки отдельной научной проблемы и т.д. на конкретном историческом отрезке времени
2. Сопоставительный Сравнительный анализ научных направлений, проблем, подходов, школ и т.д., параллельно существующих в одном и том же временном промежутке
3.
2.3. Группа методов истории психологии по критерию общей ориентации исследования
Вторую группу методов истории психологии представляют методы, обозначенные нами как организационные, которые акцентируют стратегическую направленность исследования и/или обеспечивают систематизацию исследуемого материала. К ним относятся структурный, комплексный, системный методы.
Структурный метод нацелен на выявление структуры изучаемого объекта, которая представляет совокупность устойчивых связей и иерархического строения составляющих его компонентов, обеспечивающих целостность, тождество самому себе и отличие от других объектов [23].
Структурный метод может основываться на структурно-интегративной методологии, ориентированной на выявление сути целостности психологического феномена, исходя из принципа субаддитивности («целое меньше своих частей»), дополняющего принцип супераддитивности («целое больше своих частей») [49].
2.4. Инновационные методы истории психологии
Рассмотрим предлагаемые нами методы, относящиеся к третьей группе методов истории психологии. Мы обозначили их как инновационные. Это – метод выявления резервов научного знания, экспериментальный метод, метод создания научных перспектив, а также компаративный.
Метод выявления резервов научного знания, связанный с восстановлением и практическим освоением психологического наследия древности (различных культурно-исторических эпох), ориентирован на историко-психологический анализ материалов, содержащихся в древних текстах, и их использование для решения конкретных практических задач современности (например, внедрение в психологическое консультирование техник психоэмоциональной стабилизации, описанных в древневосточных философских трактатах).
2.5. Выбор методов исследования
Охарактеризовав и проанализировав особенности методов исследования в истории психологии для дальнейшей работы мы отобрали следующие методы:
1. Из синхроничной группы в первую очередь необходимо будет воспользоваться методом логико-научного анализа в русле теоретического подхода к проблеме эволюции психоаналитических представлений об Эдиповом комплексе, т. к. важно не только осмыслить исторические факты в понятиях и терминах, присущие данной теме, но и выделить и рассмотреть проблемы и вопросы, которые могут быть наиболее глубоко исследованы и решены именно в рамках этого направления;
2. Также мы выбрали сопоставительный метод, который тоже принадлежит к синхронической группе методов. Нам необходимо провести сравнительный анализ научных направлений, проблем, изучить различия и схожести подходов, существующих в одном и том же временном промежутке относительно развития представлений об Эдиповом комплексе;
3.
3.1. Развитие психоаналитических представлений об Эдиповом комплексе у девочек
Как уже отмечалось в первой главе, для обозначения Эдипова комплекса у девочек Юнг ввел понятие комплекса Электры. Это понятие было использовано им в 1913 году для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением заменить мать в ее отношениях с ним, а затем и желанием устранить мать, мешающую реализации детского желания.
Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Электре. Согласно этому мифу, Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры, способствовала убийству своей матери. Спасая своего брата Ореста от гибели, она помогла ему убить мать, повинную в смерти их отца.
В отличие от Юнга Фрейд не использовал понятие «комплекс Электры», а предпочитал говорить об Эдиповом комплексе. Он считал, что этот комплекс в равной степени присущ всем людям, независимо от их половой принадлежности.
3.2. Развитие психоаналитических представлений об Эдиповом комплексе у мальчиков
Развитие объектных отношений имеет в этом случае относительно простой характер, поскольку мальчик остается привязанным к своему первому объекту — матери, хотя ее личность очевидным образом меняется от направления до способа загрузки.
Опираясь на сопоставительный метод исследования (сопоставляя особенности переживания Эдипова комплекса у мальчиков и у девочек) были выявлены следующие особенности. Вначале зависимый от матери (ее власти и ее желания), мальчик, столкнувшись с отношениями между родителями, вводит отца в диаду мать-ребенок в то же самое время, когда он понимает, что объект материнского желания на самом деле находится у отца, обладающего фаллосом, являющимся атрибутом авторитета, могущества и закона. С этого момента мальчик начинает проявлять два вида привязанности.
1.
…