На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Введение
Пристальное внимание общества к проблемам гуманизации образования во многом связано с эволюцией современных психолого-педагогических исследований и изменений условий жизни в России. Гуманистическая педагогика исходит из того, что человек может развивать способности и реализовывать свой познавательный потенциал, если удовлетворены его потребности в любви, уважении и самооценке.
Идея личностно-ориентированного воспитания является частью общей концепции гуманизации образования и проявляется сегодня на двух уровнях: обыденном и научном. По утверждению педагога В.В. Серикова, первый уровень рассматривается как этико-гуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества и индивидуализации образования. Второй уровень связан с научным представлением о личностно-ориентированном образовании.
Вслед за концепцией образования эти уровни объединяет и развивает практический национально-региональный компонент педагогики детства Государственного образовательного стандарта общего образования через основные линии содержания образования и такие составляющие качества образования, как деятельно-коммуникативное и ценностно-ориентированное.
На основе регионального подхода ставится проблема исследования личностного подхода посредством таких категорий, как саморазвитие, самореализация, игра как форма самопроявления личности.
А с позиции психологии, идея личностно-ориентированного образования обогащается представлениями о функциях и потребностях личности в жизнедеятельности человека, о смысловой сфере рефлексии, переживании и диалоге, как механизмах образования личностного опыта (А.В. Петровский, И.И. Семенов, В.В. Давыдов)
Методологическую основу данного исследования составляют концептуальные подходы ученых, направленные на изучение личности дошкольников, отраженные в работах зарубежных психологов: Д.М. Болдуина, В.Штерн, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, а также в работах отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, М.Я. Басова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной. Большую роль в осмыслении роли личности в собственном психическом развитии (роль субъективного фактора) оказали труды С.Л. Рубинштейна.
Игрушки имеют особое значение в жизни детей дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофера. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения.
Особое место среди игрушек занимает кукла, она создана по образу и подобию человека, является его изображением и поэтому интересна ребенку. Эта функция игрушки позволяет воссоздавать различные жизненные ситуации, которые наблюдает или в которых участвует дошкольник. Пока ребенок играет, подобные ситуации являются фотографическим изображением действительности в виде негатива, но постепенно они переносятся в реальные условия в виде позитива. Чувства, которые рождаются в играх с куклами, становятся ведущими во взаимоотношениях с людьми.
Объект исследования: личность дошкольника.
Предмет исследования: формирование личности дошкольника посредством куклы.
Гипотеза: предположим, что при применении тренинговой программы посредством куклы, у детей дошкольного возраста происходит формирование следующих показателей личностного развития: самооценочный компонент, виды поведения детей, характер деятельности детей, форма проявления детей в играх.
Цель исследования: влияние куклы на формирование личности дошкольника.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1. На основе изучение и анализа психолого-педагогической литературы, определить важность формирования личности дошкольников в игровой деятельности с куклой.
2. Рассмотреть понятие личности в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить возрастные особенности личности дошкольника.
4. Изучить игру в жизни дошкольника.
5. Провести экспериментальное исследование влияния куклы на формирование личности дошкольника.
Методика исследования:
1. «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер),
2. Изучение самооценки детей в разных видах деятельности.
База исследования. В выборку вошли дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек (2 группы по 15 человек).
Практическая часть построена по типу обучающее- развивающего эксперимента, состоящего из констатирующего, развивающего и контрольного этапов. …