На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Проблема событийной наполненности человеческой жизни становилась объектом исследования ученых и мыслителей на протяжении довольно долгого времени. Особое внимание психологического сообщества она получила с развитием такой области психологии как нарративная психология. В рамках российской психологии работы в данном направлении стали наиболее активно появляться лишь в последнее десятилетие. Из чего можно сделать вывод о новизне данного исследования. Примерами таких работ являются исследования Федоровой Натальи Александровны, изучающей проблемы нарратива в рамках самопрезентации, Кутковской Елены Сергеевны исследующей нарратив в совокупности с идентичностью; Сапоговой Елены Евгеньевны занимающейся проблемой нарратива в рамках культорно-исторической психологии; Барского Филиппа Ильича, опубликовавшего работу по определению личности через черты и через нарратив, Борзовой Татьяны Владимировны изучающей нарративное понимание субъектом себя и окружающего мира в процессе обучения и многих других психологов и социологов.
В настоящее время эта тема продолжает быть актуальной. Это связано с тем, что событийная наполненность жизни – постоянно меняющаяся, в зависимости от временного периода, категория. Ведь человеческие ценности, нормы, идеалы, направленность мыслей, развитие одних личностных ресурсов и уход на второй план других – все это определяется особенностями нашего времени, общей социальной ситуацией окружающей действительности, спецификой времени технического прогресса.
Согласно ряду исследований в настоящее время наиболее важными ресурсами личности становятся те, которые способствуют развитию у человека способности совершать самостоятельный выбор и нести за него ответственность. Д.А. Леонтьев относит к таким ресурсам и составляющим зрелой личности: жизнестойкость, оптимизм, автономию, копинг-стратегии, самоэффективность, рефлексивность, толерантность к неопределенности, витальность, локус контроля.
Опираясь на эти данные, мы выбрали в качестве исследуемых единиц такие ресурсы как локус контроля, толерантность к неопределенности и личностную автономию.
Объект исследования: событийная наполненность как составляющая жизненного нарратива.
Предмет исследования: взаимосвязь событийной наполненности жизни и личностных ресурсов зрелой личности.
Цель исследования: определить взаимосвязь между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами зрелой личности; раскрыть ее содержание на примере конкретных ресурсов.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы об особенностях нарратива и его составляющих, личностной автономии, локусе контроля и толерантности к неопределенности, а также личностных ресурсов в целом;
2. Провести эмпирическое исследование, для выявления связи между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами зрелой личности;
3. Проанализировать и проинтерпретировать, полученные данные, с последующим формулированием на их основе выводов по проведенному исследованию.
Гипотезой исследования выступило предположение о наличии связи между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами, в частности увеличение уровня автономии с ростом показателей по уровню субъективного контроля коррелируют с увеличением качественной и количественной составляющих событийной наполненности жизни зрелой личности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
• Новый опросник толерантности к неопределенности (в разработке Т.В.Корниловой), направленный на измерение способности человека принимать двойственные неопределенные ситуации, не чувствовать себя неуютно перед неизвестностью, т.е. толерантность к неопределенности ;
• Опросник «Уровень субъективного контроля», направленный на измерение локуса контроля;
• Методика «Суверенность психологического пространства», направленная на измерение уровня автономии личности и некоторых ее составляющих ;
• Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер, предназначенная для измерения уровня осмысленности, наполненности человеческой жизни ;
• Тест Коттла, предназначенный для определения графического представления респондента о временной составляющей его жизни (настоящее, прошлое, будущее) ;
• Каузометрия, под редакцией А.А. Кроник и Р. Акхмерова, направленая на выявление наиболее значимых событий в жизни респондентов и установление между ними причинно-следственной связи (в исследовании используется сокращенная версия методики).
3. Статистический анализ:
• T-критерий Стьюдента, предназначенный для сравнения значений средних;
• Корреляционный анализ, предназначенный для определения взаимосвязи между измеряемыми показателями;
• Хи-квадрат Пирсона, позволяющий оценить статистическую значимость различий нескольких относительных показателей ;
• Критерий углового преобразования Фишера, предназначенный для сопоставления нескольких выборок, для выявления частоты встречаемости исследуемого признака
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel и пакета статистического анализа SPSS.
Эмпирическую базу исследования составили 60 человек. Выборка была уравнена по таким признакам, как половая принадлежность и наличие высшего образования. Возраст респондентов варьируется от 30 до 58 лет, что соответствует периоду зрелой личности по возрастной периодизации Э. Эриксона.
Практическая значимость работы заключается в изучение личностных ресурсов, как не до конца исследованной области психологического знания; в определении особенностей событийной наполненности жизни зрелой личности двадцать первого века….
В настоящее время эта тема продолжает быть актуальной. Это связано с тем, что событийная наполненность жизни – постоянно меняющаяся, в зависимости от временного периода, категория. Ведь человеческие ценности, нормы, идеалы, направленность мыслей, развитие одних личностных ресурсов и уход на второй план других – все это определяется особенностями нашего времени, общей социальной ситуацией окружающей действительности, спецификой времени технического прогресса.
Согласно ряду исследований в настоящее время наиболее важными ресурсами личности становятся те, которые способствуют развитию у человека способности совершать самостоятельный выбор и нести за него ответственность. Д.А. Леонтьев относит к таким ресурсам и составляющим зрелой личности: жизнестойкость, оптимизм, автономию, копинг-стратегии, самоэффективность, рефлексивность, толерантность к неопределенности, витальность, локус контроля.
Опираясь на эти данные, мы выбрали в качестве исследуемых единиц такие ресурсы как локус контроля, толерантность к неопределенности и личностную автономию.
Объект исследования: событийная наполненность как составляющая жизненного нарратива.
Предмет исследования: взаимосвязь событийной наполненности жизни и личностных ресурсов зрелой личности.
Цель исследования: определить взаимосвязь между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами зрелой личности; раскрыть ее содержание на примере конкретных ресурсов.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы об особенностях нарратива и его составляющих, личностной автономии, локусе контроля и толерантности к неопределенности, а также личностных ресурсов в целом;
2. Провести эмпирическое исследование, для выявления связи между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами зрелой личности;
3. Проанализировать и проинтерпретировать, полученные данные, с последующим формулированием на их основе выводов по проведенному исследованию.
Гипотезой исследования выступило предположение о наличии связи между событийной наполненностью жизни и личностными ресурсами, в частности увеличение уровня автономии с ростом показателей по уровню субъективного контроля коррелируют с увеличением качественной и количественной составляющих событийной наполненности жизни зрелой личности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
• Новый опросник толерантности к неопределенности (в разработке Т.В.Корниловой), направленный на измерение способности человека принимать двойственные неопределенные ситуации, не чувствовать себя неуютно перед неизвестностью, т.е. толерантность к неопределенности ;
• Опросник «Уровень субъективного контроля», направленный на измерение локуса контроля;
• Методика «Суверенность психологического пространства», направленная на измерение уровня автономии личности и некоторых ее составляющих ;
• Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер, предназначенная для измерения уровня осмысленности, наполненности человеческой жизни ;
• Тест Коттла, предназначенный для определения графического представления респондента о временной составляющей его жизни (настоящее, прошлое, будущее) ;
• Каузометрия, под редакцией А.А. Кроник и Р. Акхмерова, направленая на выявление наиболее значимых событий в жизни респондентов и установление между ними причинно-следственной связи (в исследовании используется сокращенная версия методики).
3. Статистический анализ:
• T-критерий Стьюдента, предназначенный для сравнения значений средних;
• Корреляционный анализ, предназначенный для определения взаимосвязи между измеряемыми показателями;
• Хи-квадрат Пирсона, позволяющий оценить статистическую значимость различий нескольких относительных показателей ;
• Критерий углового преобразования Фишера, предназначенный для сопоставления нескольких выборок, для выявления частоты встречаемости исследуемого признака
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel и пакета статистического анализа SPSS.
Эмпирическую базу исследования составили 60 человек. Выборка была уравнена по таким признакам, как половая принадлежность и наличие высшего образования. Возраст респондентов варьируется от 30 до 58 лет, что соответствует периоду зрелой личности по возрастной периодизации Э. Эриксона.
Практическая значимость работы заключается в изучение личностных ресурсов, как не до конца исследованной области психологического знания; в определении особенностей событийной наполненности жизни зрелой личности двадцать первого века….