На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Первый семестр

Контрольная работа (2 вариант)

I. Теоретическая часть
Какую реформу незадолго до смерти начал, но не успел довести до конца царь Алексей Михайлович?

Алексей Михайлович Романов – старший сын царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Лукьяновны.
Период правления царя Алексея Михайловича (13 июля 1645 г. – 29 января 1676 г.), подготовивший почву для петровских преобразований, занимает важное место в отечественной истории. В сентябре 1649 г. Земский собор утвердил свод законов – Соборное Уложение, которое представляло собой новый для России уровень законодательной практики. В указанный период происходят большие сдвиги в хозяйственной жизни России, продолжалась реформа армии, начатая во времена царя Михаила Федоровича. Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику.
Время Алексея Михайловича – это время проникновения в российскую культуру польско-украинско-белорусских традиций и знакомства с западноевропейской культурой. Царь Алексей Михайлович был инициатором церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном.
Денежная реформа Алексея Михайловича считается неудачной, и только при Петре Первом началась чеканка монет, по качеству не уступающим европейским монетам.

2. Что такое «петровские регламенты»?

  Законодательные акты, определявшие структуру и задачи новых учреждений, созданных в процессе преобразований 1-й четверти 18 в.
К числу их относятся: военные уставы («Военный артикул», 1716, «Устав воинский сухопутный», 1716, «Морской устав», 1720), «Генеральный регламент» для коллегий (1720), «Духовный регламент» для Синода (1721), «Регламент Главного магистрата» (1721), «Регламент Адмиралтейства» (1722).
Они разрабатывались царём совместно с руководителями государственных учреждений и представителями сословий (дворянства, купечества, духовенства). Нормы, заимствованные из западноевропейских законодательств, приспосабливались к условиям России.
Содействовали централизации государственного аппарата, преодолению остатков феодального сепаратизма, укреплению армии и флота. Вместе с тем регламенты служили усилению эксплуатации крепостных крестьян и работных людей, расширяли права и привилегии господствующих сословий. 

3. Что такое коллегия?
Коллегия – Группа должностных лиц, образующих административный, совещательный или распорядительный орган. Название центральных правительственных учреждений.

4. Что такое союзы племен (племенные княжения) у восточных славян

Племенные союзы восточных славян  — форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян.
Термин, использующийся для обозначения восточнославянских племен, упомянутых в «Повести временных лет» и других письменных источниках. Говоря о «союзах», в данном случае историки подразумевают, что летописные «племена» были сложными образованиями и состояли из нескольких территориальных или родовых групп.

5. Какие функции выполняло вече у восточных славян?

Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в единое государство. Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» – то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и так далее). Права мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.

6. Кого относили к челяди в Киевской Руси?

ЧЕЛЯДЬ – название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. – рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом купли-продажи. С XI в. термин “Челядь” относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве

7. Какая из редакций Русской Правды отразила процессы социального расслоения общества, оформление привилегий феодалов, зависимое положение смердов.

Пространная Правда ( 1113 г.) – это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов.
Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

8. Что такое удел?

Часть великого княжества, которая управлялась членом великокняжеской семьи и находилась в его владении- в Российском государстве (XII – XVI вв. ).

9. Какую кражу Псковская судная грамота считала квалифицированной?

Квалифицированная кража – это кража, сопровождавшаяся отягчающими обстоятельствами. Это прежде всего профессиональное конокрадство кража в третий раз, кража из Псковского Кремля, где хранилась государственная казна (“кромская” татьба). За квалифицированную кражу назначалась смертная казнь.

10. Что означало выражение Судебника 1497г. «облиховать», назвать «ведомо лихими» людьми?

Усиление закрепощения вызвало обострение борьбы феодально-зависимого и закрепощаемого населения. Выступления против господствующего класса приняли массовый характер.
В связи с этим наряду с определёнными деяниями, признаваемыми преступными, Судебник 1497 г. вводит понятие “лихого дела” и ведомых лихих людей”.
“Лихим” человеком мог быть признан любой человек, ” хотя бы и не совершивший никакого конкретного деяния – измены, поджога, подмёта, но сочувствующий, поддерживающий требования народа и в силу этого являющийся человеком, опасным для господствующего класса. «Облиховать», то есть признать «ведомым лихим человеком» любого.

II. Практическая часть (О повреждении железнодорожного полотна (хищение гаек и болтов) группой детей и подростков от 6 до 14 лет.
.О тяжких телесных повреждениях, нанесенных студентом Листовым сторожу Лыкову после того, как Лыков без видимых причин грубо толкнул студента, ударил по лицу и нецензурно обругал.
О насильственной смерти нищего, напавшего с ножом на женщину с целью ограбления. Подвергшаяся нападению дама смогла увернуться от удара ножа, перехватила руку нападавшего, оттолкнула его, он упал и напоролся на нож. У нищего была повреждена брюшина, начался перитонит, в результате которого наступила смерть.
О судьбе малолетних детей дворянина Голицына, сосланного на каторгу за убийство.
.О подделке завещания, в которой принял невольное участие нотариус Сипягин. Наследник купца Островского привел к нотариусу постороннего человека и выдал его за своего отца, желающего оформить завещание.
О признании в краже и добровольном раскаянии калмыка Садыка, принявшего во время следствия христианство.!
(не совсем понятна суть задания и по какому источнику выполняются!)

III. Тесты
1.Государство Урарту сложилось в
– Закавказье;
– Причерноморье;
– Средней Азии;
– Прикаспии;

2.Наиболее влиятельным социальным слоем в Урарту были
– жрецы;
– военная знать;
– чиновники;
– правители областей;

3.Областные начальники в Урарту
– назначались царем;
– избирались народным собранием;
– назначались жрецами;
– избирались членами царского рода;

4.Александр Македонский, организуя управление на территории завоеванной им империи Ахеменидов,
– сохранил институт сатрапов;
– преобразовал институт сатрапов в институт архонтов;
– заменил институт сатрапов советом старейшин;
– упразднил институт сатрапов и ввел на территории империи прямое правление;
5.Армянское и Иберийское государства выделились из состава
– государства Селевкидов;
– империи Александра Македонского;
– империи Ахеменидов;
– Римской империи;

6.Укажите правильную последовательность смены государственных образований на территории Средней Азии:
– Греко-бактрийское царство;- 250 до н. э. до 125 до н. э

– Кушанское царство-105—250 годы н. э
– Эфталитское царство- V-VI вв.
– Тюркский каганат- 552 — 603вв.
– Арабский халифат- VII—IX вв. 
– государство Саманидов- 875—999 гг.
– государство Караханидов- 942–1210 гг.

7.Союзы городов-государств в Средней Азии складывались вокруг
– Бухары и Ферганы;
– Самарканда;
– Хорезма и Узгена;
– Тираса;

8.Царь в Скифии
– утверждался народным собранием;
– избирался коллегией жрецов;
– избирался представителями военной аристократии;
– наследовал царскую власть своего предшественника;

9.Наиболее опасными в Скифском государстве считались преступления против
– царя;
– собственности;
– личности;
– порядка отправления правосудия;

10.Главой Боспорского царства первоначально являлся
– выборный архонт;
– сатрап;
– наследственный монарх;
– жрец;

11.Земля в Боспорском царстве была собственностью
– государства;
– представителей военной аристократии;
– земледельческой общины;
– областных правителей;

12.Феодальные отношения в Закавказье полностью утверждаются в
– IV в.;
– VI – VII вв.;
– IX в.;
– Х – ХII вв.;

13.Результатом закавказской политики Персии стало упразднение национальной власти в
– Армении, Албании и Иберии;
– Картли;
– Лазике;
– Кахетии и Абхазии;

14.Мазпаны – это
– назначаемые Персией правители закавказских государств в составе кавказского края;
– судебные исполнители в Армении;
– представители военной аристократии Иберии и Картли;
– члены абхазских царских родов;

15.Дарбази – это
– государственный совет в централизованном грузинском государстве;
– титул правителя закавказской части Персидской империи;
– название одного из административных центров Грузии;
– судебный орган в Армянском царстве;

16.Под властью Арабского халифата Армения находилась в
– VII – второй половине IX вв.;
– VI – VIII вв.;
– Х в.;
– IX – начале XI вв.;

18.Нахарары – это
– представители армянской аристократии, используемые завоевателями для управления страной;
– свободные крестьяне-общинники в государствах Закавказья;
– персидские наместники в Грузии и Армении;
– органы управления в государствах Закавказья;

19.Судопроизводство в средневековой Армении осуществлялось
– армянским духовенством;
– армянскими светскими судами;
– кадиями;
– особыми должностными лицами, назначаемыми завоевателями;

20.Согласно Судебнику Мхитара Гоша полное совершеннолетие наступало в
– 25 лет;
– 20 лет;
– 14 лет;

Второй семестр

Вариант 2
Теоретические вопросы
Государство и право России в период функционирования Временного правительства.

В феврале (по старому стилю) 1917 г. произошел фактический переход России от монархической к республиканской форме правления. Очевидно, что этот переход не был подготовлен ни исторически, ни юридически. В связи с этим он не мог пройти безболезненно. В результате революции последний Российский император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, а тот, в свою очередь, отказался стать императором.
Власть перешла к Временному комитету членов Государственной Думы, который и сформировал первый состав Временного правительства. Председателем его и министром внутренних дел стал князь Г.Е.Львов, военно-морским министром октябрист А.И.Гучков, министром иностранных дел – лидер кадетов П.Н.Милюков, министром финансов – крупный сахарозаводчик М.И.Терещенко. В Декларации Временного правительства о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозглашались следующие “основания” его деятельности: полная и немедленная амнистия всех политических заключенных, свобода слова, печати, собраний, союзов и стачек, отмена сословных и национальных ограничений, ограничений по вероисповеданию, всеобщие, прямые, равные и тайные выборы в органы местного самоуправления, замена полиции народной милицией, подготовка к созыву Учредительного собрания. Предполагалось, что именно Учредительное собрание решит вопрос о форме правления и конституции страны. Временное правительство продолжало финансовую политику царского правительства. Оно сохранило все ранее существовавшие налоги, пошлины и сборы, а также обещало выполнять все ранее заключенные обязательства государства.
В результате революционных событий такие органы, как Государственная дума, Государственный совет, Совет министров оказались ликвидированными, все их полномочия перешли к Временному правительству. Сенат и Синод остались, но подчинялись правительству. Губернаторы и вице-губернаторы были особым постановлением отстранены от должности, их обязанности возлагались на председателей губернских земских управ, которым присваивалось звание “губернских комиссаров Временного правительства”. В остальном было признано целесообразным сохранение существовавшего административного механизма. Декларацией о равенстве в суде и его независимости Временное правительство ликвидировало особые суды: Особое присутствие Сената, военно-полевые суды, Верховный уголовный суд, Верховный дисциплинарный суд. Был упразднен Департамент полиции. Но в целом сохранялся судебный аппарат самодержавной России. Для подготовки нового законодательства в марте 1917 г. было создано Юридическое совещание, которое начало рассмотрение новых законопроектов. В мае 1917 г. был сформирован новый, коалиционный состав Временного правительства, ряд министерских постов получили представители социалистических партий. В государственном аппарате появились новые министерства: продовольствия, вероисповеданий, общественного призрения, труда, почт и телеграфов. В июле 1917 г. был сформирован второй коалиционный состав Временного правительства, председателем стал А.Ф.Керенский. Декретом от 1 сентября 1917 г.
Временное правительство провозгласило Россию республикой. Началась работа над проектом конституции, в соответствии с которым Россия становилась буржуазной республикой во главе с президентом. Временное правительство не решило одной из самых актуальных проблем, стоявших перед Российским обществом – аграрного вопроса. Земельная реформа была отложена до созыва Учредительного собрания. Не был и решен вопрос о выходе России из войны. В целом в период Временного правительства противоречия государственного развития еще более обострились. Правительство промышленников и интеллигентов оказалось неспособно эффективно управлять страной. 25 октября 1917 г. Временное правительство было свергнуто, его члены арестованы.

2. Особенности формирования органов государственной власти и
управления Советской России (октябрь 1917-1918 гг.)

  Государственная власть в России переходит к большевистской партии в результате вооруженного переворота 25 – 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов созван с целью придания легитимности новому режиму.
Съезд провозглашает переход власти к Советам, признав их единственной унифицированной формой власти в центре и на местах. Избран новый ВЦИК, сформирован Совет Народных Комиссаров (СНК) – временное рабочее и крестьянское правительство Российской республики. Первые правовые акты (Декрет о мире, Декрет о земле и др.) имеют конституционное значение, провозглашая принципы внешней политики, отмену частной собственности на землю и переход ее во всенародное достояние. Съезд конституирует себя верховным законодательным учреждением.
  До лета 1918 г. большевики придерживаются идеи государства-коммуны (без постоянной армии, полиции, чиновничества). В этот период Россия – не государство, а конгломерат территорий, политическая и хозяйственная связь которых с центром очень слаба. Параллельно идут два процесса: 1) развитие прямой демократии и самоуправления трудящихся; 2) усиление и укрепление государства. Советы – органы народной власти и народного самоуправления, организационная форма «диктатуры пролетариата». Однако митинговая демократия съездов Советов – шаткая опора режима. Принцип «полновластия Советов» все более формализуется. Властно-управленческие функции переходят к исполнительным комитетам всех уровней. Это означает отрыв исполнительной власти от народа и ос-лабление контроля со стороны Советов. Исполнительная власть сращивается с партийными органами. Фактически – диктатура партии.
  Государственно-правовая форма режима законодательно установлена в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов («Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики»). Государство получает название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) . Название государства «социалистическим» не отражает его реального типа, носит декларативный характер.

  После разгона Учредительного собрания (январь 1918 г.) Всероссийский съезд Советов – единственный высший орган государственной власти.
  ВЦИК (с октября 1917 г.) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в перерывах между съездами Советов. Обладает правом вето по отношению к законодательным актам и правительственным назначениям. Первое время многопартийный орган, но подавляющее большинство членов – коммунисты. В июне 1918 г. из состава ВЦИК исключены эсеры (правые и центра). ВЦИК образует правительство, дает общее направление его деятельности.
  Президиум ВЦИК – постоянно действующий высший орган власти в период между сессиями ВЦИК. Обладает правом отмены или утверждения распоряжений народных комиссаров и местных органов власти. Одна из основных функций – подготовка материалов для съездов Советов и сессий ВЦИК.
  Совет Народных Комиссаров – рабочее и крестьянское правительство (в январе 1918 г. из названия исключено слово «временное»). Ядро СНК – коллегия народных комиссаров (наркомов). Законодательных полномочий фактически не имеет, но узурпирует их под предлогом необходимости принятия срочных и оперативных решений. Для текущей работы создан аппарат: отделы, управление делами.
  Малый СНК (с марта 1918 г.) – постоянная комиссия в составе наркомов и их помощников для решения экономических и финансовых вопросов.
Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы отраслевого управления.
  В октябре 1917 г. создано 14 наркоматов:
• по военным делам
• по военно-морским делам
• внутренних дел
• по иностранным делам
• национальностей
• юстиции
• торговли и промышленности
• земледелия
• по железнодорожным делам
• продовольствия
• почт и телеграфов
• финансов
• труда
• просвещения
  Характерная черта – огромное количество структурных частей и многоступенчатость аппарата управления. Создание основ «министерской власти» длится до весны 1918 г.   Позднее добавляются наркоматы социального обеспечения, госконтроля, здравоохранения и ВСНХ.
  Высшие органы власти в пределах области, губернии, уезда и волости – съезды Советов, в период между съездами – исполнительные комитеты (исполкомы). Строятся преимущественно по отраслевому принципу. Отделы исполкомов подчиняются Совету и одновременно – соответствующему наркомату в центре (принцип «двойного подчинения»).

3. Первые конституционно-правовые акты советского государства. Конституция РСФСР 1918г.

   Первая советская конституция принята на V съезде Советов 10 июля 1918 г. Первый раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата, политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
  Государственное устройство РСФСР носит федеративный характер. Субъекты Федерации – национальные республики. Конституция закрепляет существующую структуру органов власти и их компетенцию, избирательную систему.
  Избирательная система неравноправна. Нетрудовые элементы и лица, использующие наемный труд, лишены избирательных прав. Неравными правами, вплоть до середины 30-х гг., на выборах в Советы обладают городские и сельские избиратели. Многоступенчатость выборов, открытое голосование, часто с выдвижением единственного кандидата, способствуют большевизации Советов и централизации власти.
  Комплекс провозглашенных конституцией прав граждан объявлен конкретно гарантированным и поставлен в тесную связь с их обязанностями. Историческое значение конституции – создание правовой базы для последующего законотворчества.
   Главный источник права – «революционное правосознание». Местные суды опираются на нормы обычного права. Особенность советского законодательства – обилие нормативных актов, издаваемых съездами Советов, ВЦИК, СНК, наркоматами, местными Советами и даже профсоюзами. Свойство советского писаного права – декларативность. В 1917 – 1918 гг. в борьбе за поддержку народных масс большевики используют декреты как средство пропаганды и агитации.
  Первым правовым актом принято считать обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Основное направление правовой политики Советского государства – законодательное обеспечение национализации промышленности, финансов и транспорта, управления национализированными предприятиями, введения рабочего контроля.
  Финансовое право формируется в условиях сохранения старой налоговой системы (Декрет от 24 ноября 1917 г.). Налоговое бремя для малоимущих облегчается, но налог на прибыль с целью удушения частного предпринимательства повышен до 95 %. По инициативе местных Советов буржуазия облагается единовременной контрибуцией. Крупнейшее нарушение прав – вскрытие частных сейфов в банках.
  В области гражданского и хозяйственного права сняты все ограничения по половому, национальному, вероисповедальному принципам. Все граждане обретают одинаковую правоспособность. Изменяются отношения собственности. Масса ценных объектов переходит в государственную собственность (именно тогда рождается хозяйственное право). Вследствие многоукладности экономики сохраняется и частная собственность. Спектр гражданско-правовых отношений сужен из-за национализации большинства объектов собственности и введения монополии (особенно в торговле). В апреле 1918 г. отменено наследование по закону и завещанию. Имущество свыше 10 тыс. руб. после смерти собственника поступает в доход государства.
  Новая отрасль – семейное право (до октября 1917 г. – часть гражданского права). В декабре 1917 г. отменены всякие ограничения, узаконена только гражданская форма брака, установлена свобода развода. Законодательство Советской России в области семейного права носит буржуазный характер (большевики в принципе против семьи как порождения классового общества, но сразу ликвидировать семью не решаются) и даже более прогрессивно, чем законодательства демократических государств.
  Первый акт в области трудового права – Декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». С июня 1918 г. введены отпуска с сохранением зарплаты.
Государство не может обеспечить право на труд, но декларирует всеобщую обязанность трудиться. Высокие оклады и пенсии чиновникам урезаны, улучшено материальное положение почтово-телеграфных служащих и учителей, уравнена оплата мужчин и женщин. Изменены принципы социального страхования (раньше – за счет рабочего, теперь – работодателя).
  Земельное право основано на упразднении всех прежних категорий землевладения. Единственный собственник земли – государство. Главный принцип – неотчуждаемость земли. Гражданские сделки о земле объявлены недействительными. Крестьяне получают право поделить всю землю на основе местных обычаев. Коллективные формы землепользования поощряются. Изъятие, передача земли происходят на основе административного акта.
  С октября 1917 г. начата коренная ломка основных понятий и институтов уголовного права. Преступным объявлено все, что вредит делу революции (контрреволюционные деяния – заговор, мятеж, антисоветские выступления в печати, вступление в контрреволюционные войска, террористический акт, саботаж, шпионаж, диверсия, вредительство). Особо опасные преступления – погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. К наказуемым должностным преступлениям отнесены взяточничество и волокита.
  Выдвинута идея сочетания принуждения с убеждением. Виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов республики, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к общественным работам, объявление вне закона (высшая мера наказания), лишение права занимать ответственные должности, объявление общественного бойкота. Смертная казнь отменена, но летом 1918 г. восстановлена. При определении наказания учитываются личность обвиняемого и обстоятельства дела. Право решения вопроса о наказании, сроке и порядке отбытия предоставлено судам, руководствующимся «обстоятельствами дела и велениями революционной совести».
    В процессуальном праве сохранены принцип состязательности и право обвиняемого и подсудимого на защиту.
  Суд кассационной инстанции имеет право отменить решение из-за нарушения процессуальных действий и несправедливого приговора. Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнения. Оправдательные приговоры обжалованию не подлежат. Народные заседатели имеют право отводить председателя в любой момент процесса, решать вопрос о мере наказания, уменьшать предусмотренные законом наказания вплоть до условного или полного освобождения подсудимого.

4. Формирование судебной системы советского государства (1918-1920 гг.)

Формирование новой судебной системы началось с Декретом о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г.
Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные, правительствующий Сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.
На их месте создавалась новая судебная система.
Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде № 2.
Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции – окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
Защита и обвинение были возложены на коллегии при Уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
С созданием местных судов и в соответствии с Декретом от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были проявить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты и приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.
Особенности слома прежней судебной системы и создание нового суда состояли в том, что население в ряде мест страны, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. 

5. Кодификация советского права и судебная реформа первой половины 1920-х годов.

Была проведена первая в истории Советской России кодификация, в результате которой оформились целые отрасли права: впервые земельное право, трудовое право, уголовно-исправительный кодекс, лесной кодекс.
В тот период идеологизированное трудовое законодательство сохранилось и шло в разрез с реалиями, можно было проследить ограничение прав работодателя. Стороны заключали неравноправный договор, в котором гораздо больше прав имел работник. Наиболее сложным представлялось содержание Гражданского кодекса (ГК). В процессе разработки кодекса использовались институты и понятия французского Гражданского кодекса, давалось понятие частной собственности, близкое к римскому гражданскому праву. Он признавал три вида собственности: государственную, кооперативную и частную. Наибольшие разработки были в сфере уголовного права. В кодексе 1922 г. зафиксировано материальное понятие преступления, т.е. во главу ставится общественная опасность деяния, причинение вреда, не запрещенность действий уголовного закона. Это положение нанесло большой вред, т.к. послужило поводом для репрессий. В качестве достижений УК очень удачна формулировка о понятии вины в виде умысла и неосторожности. Вина как основная единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди, имевшие связь с общественно опасными элементами.  В новом УК сохранилось материальное понятие преступлений, уголовная ответственность для лиц, представлявших общественную опасность или связанных с преступной средой. Но были введены и нормы, защищающие личность: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого формально относились к уголовному праву, но не представляли общественной опасности или к моменту судебного рассмотрения утратили эту общественную опасность.
Развитие уголовного права шло не путем его изменения, а путем принятия новых самостоятельных актов. Кодификация советского гражданского и земельного права в 1920-х гг. Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. были: с одной стороны наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение нэпа, с другой – приоритет социалистического уклада в народном хозяйстве. ГК состоял из 4 разделов:  Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права;  Вещное право регулировал институт права собственности, права застройки и залога имущества;  Обязательственное право регулировал комплекс договорных обязательств (имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение, страхование), комплекс обязательств, возникающих вследствие вреда и неосновательного обогащения, порядок создания товариществ;  Наследственное право (ГК вводил наследование по закону и по завещанию). ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы, если осуществление гражданских прав противоречит их социально-хозяйственному назначению, наносит явный ущерб государству. Формы собственности по ГК:  государственная (земля, недра, леса, горы, железные дороги, – исключительная собственность государства);  кооперативная;  частная. ГК устанавливал порядок, условия и формы заключения договоров, регламентировал размеры договорных сумм, сроки договоров, последствия нарушения договорных обязательств. Субъектами по ГК могли быть правоспособные граждане и юридические лица. Отдельную группу составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, – тресты. Тресты объединяли промышленные и сельхозпредприятия, наделялись обособленным имуществом, самостоятельно осуществляли коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли, государство не отвечало по их долгам. В целях регуляции оптовой торговли, заготовительных и сбытовых процессов создавались торговые объединения – синдикаты.
Земельный Кодекс состоял из Основных положений и 3 частей: 1) О трудовом землепользовании; 2) О городских землях и государственных земельных имуществах; 3) О землеустройстве и переселении. ЗК провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания. Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР. Использование наемного труда имело ограничения: все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР. ЗК устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами между дворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли). Как исключение, ЗК разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая. ЗК устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства – домохозяин, который руководил крестьянским двором. ЗК предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета. По ЗК правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии. Кодификация советского уголовного права, гражданского и уголовного процесса в 1920-х гг. Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры, характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР. УК дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. УК объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания. Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных. Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др. Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя. В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества и т. д. В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось 14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда).
ГПК РСФСР был введен в действие с 1 сентября 1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали: положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках; исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств); особое производство; пересмотр решений по гражданским делам; исполнение судебных решений и определений. ГПК закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности, объективного и всестороннего рассмотрения дела. ГПК устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу: действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти; общие начала советского законодательства; политика официального правительства. Таким образом, из числа источников исключалось революционное правосознание, что способствовало усилению законности при принятии решений и упрочению принципов правосудия.
ГПК закрепил сильное процессуальное положение прокурора в гражданском процессе: прокурор мог предъявлять иски, вступать в дело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда. УПК РСФСР вступил в действие с 1 июля 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 15 февраля 1923 г. был принят новый УПК. Нормы УПК были группированы в 5 разделов: 1 – содержал общие нормы, касающиеся подсудности, состава суда, ведения протокола; 2 – регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания; 3 – содержал нормы о порядке производства в первой, апелляционной и надзорной инстанции, о производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве; 4 – устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции; 5 – регулировал исполнение приговоров. УПК установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепил принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств. Судебная реформа 1922 г. являлась комплексным преобразованием всей судебной системы, введением в правовую практику новых для советского государственного строя институтов.
Основные аспекты судебной реформы могут быть выражены в следующих положениях:
реорганизация системы общих судов и революционных трибуналов;
создание прокуратуры;
создание адвокатуры;
создание государственного арбитража;
модернизация процессуального законодательства.

Задания

1.Дайте сравнительную характеристику системы судоустройства и судопроизводства до реформы 1864 гг. и после неё. Какие новые принципы и институты судоустройства вводились в России?

Вплоть до 1864г., а в какой-то мере и после, сохранялась прямая или косвенная зависимость судов от императора и исполнительных органов. Император назначал и смещал судей основных судов, он обладал правом помилования, утверждал составы некоторых судов. Зависимое положение судебных органов проявлялось и в том, что предварительно следствие и принятие по существу решений, касающихся дел о менее опасных преступлениях, возлагалось на полицию, действовавшую под непосредственным контролем губернаторов и губернских правлений. Некоторые из приговоров утверждались губернаторами. Судьи, кроме выполнения судебных функций, нередко занимали и административные должности.
Существенным недостатком дореформенных судов была их сословность. Длившаяся в течение многих десятилетий эволюция судебных учреждений (в конце 18 века) привела к тому, что практически каждая социальная прослойка в обществе приобрела свои суды. Существовали особые суды для крестьян, горожан, дворян, специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды.
В российских предреформенных судах сложилось около 30 видов судопроизводства. К числу негативных свойств суда следует отнести и то, что разбирательство дел в них велось негласно и письменно, в судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств.
Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия.
Реформа создала в России две ветви судов – мировые суды и общие съезды. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, подразделялась на две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. Новая система имело четкую иерархию и разделение полномочий, что позволяло избавиться от путаницы, существовавшей ранее. Теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был достаточно коротким и четко оговоренным. Дело не терялось и не застревало на несколько лет в кабинетах чиновников. Дела разделялись на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации. Путаница, наконец, исчезла.
Реформа также существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства. Суд стал более открытым благодаря введению принципа гласности. Все участники процесса теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных участвовать в дискуссия. Расширены были полномочия следователей – были введены новые типы оперативно-розыскных мероприятий, появились новые типы доказательств. Кроме того, было проведено разделение на предварительное и судебное следствие, что снижало возможность появления судебной ошибки. Подсудимые же, наконец, могли рассчитывать на полноценное обжалование приговора в вышестоящих инстанциях в кратчайшие сроки.
Одной из самых важных частей реформы было появление суда присяжных и становления суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской.
Еще одним достижение стала независимость суда от сословия. Каждый человек имел равные права.
Судебная реформа Александра 2 привела к появлению в Российской Империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современная, отражала все мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве.
Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым. Появились присяжные, а процесс вынесения приговора стал более осмысленным и справедливым. Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но, в целом, несмотря на минусы судебной реформы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.

2. В военном суде рассматривалось дело по жалобе майора лейбгвардии Преображенского полка. Майор через суд требовал наказать подполковника провинциального сухопутного полка, который стал впереди его на торжественной церемонии. Справедливы ли были притязания майора гвардии?

Часть выполненной работы

Главная цель «перестройки»создание рыночной экономикиреформирование существующей системы социализма в систему гуманного демократического социализмагласность общественно-политической жизни в странеослабление всевластия номенклатуры

5. К власти в 1991г. в РФ пришли …либералы-западникипереродившиеся в либералов коммунистические и комсомольские руководителидиссиденты и правозащитникисторонники Б.Н.Ельцина в КПСС

6. Референдум в 1991г. поддержал предложение о …сохранении и реформирования СССРликвидации Союзазамене СССР на Содружество независимых государств (СНГ)создании конфедерации республик

7. Новые органы власти, созданные в период «перестройки»Съезд народных депутатов СССРВерховный Совет СССРПрезидент СССР и Президенты республикГосударственная ДумаКабинет Министров СССРСъезды народных депутатов союзных республик

8. Цель Ново-Огаревского процессаразработать проект новой Конституции СССРподготовить проект нового Договора Союзного государстваосуществить поэтапную ликвидацию СССРсоздать новые органы управления СССР

9. Почти 30 лет пост министра иностранных дел СССР занимал …В.М. МолотовА.А.ГромыкоМ.А.СусловА.И.Микоян

10. Новое политическое мышление провозглашало …отказ от классовых принципов и признание общечеловеческих ценностей в осуществлении внешней политики СССРпрекращение конфронтации и холодной войны между странами капитализма и социализмароспуск СЭВ и ОВДлиберализацию и демократизацию системы управления в странах социализмапереход страны на рыночные принц…

   

Купить уже готовую работу

Так же вы можете купить уже выполненные похожие работы. Для удобства покупки работы размещены на независимой бирже. Подробнее об условиях покупки тут.

 
4.93
светланамихайловна
Образование оконченное высшее. Большой опыт в написании контрольных работ, курсовых и рефератов (по различным предметам). Буду рада сотрудничеству!