На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность выбранной темы исследования заключается, прежде всего, в необходимости рассмотрения такого яркого направления в истории философской мысли как платонизм. Как известно, его подразделяли на несколько ступеней, в зависимости от зрелости и значимости концепций самого Платона. Многие философские и религиозные течения испытали на себе влияние идей этого мыслителя. И, ровно так же как диалог «Тимей», выражающий космологические воззрения Платона считается, по мнению А.Ф. Лосева, систематическим очерком всей его философии, так и последняя стадия античного платонизма, названная «новым платонизмом» (неоплатонизм) – наиболее полная и значимая ступень, резюмирующая все остальные. Неоплатоники ревностно распространяли учение своего вождя, которое считали наисовершеннейшим среди всех. (Прокл. Платоновская теология). Основу платонизма они видели в его теологии, стремясь толковать платоновские концепции так, чтобы это как можно прочнее увязывалось с верой в наивысшего создателя и его деяния. Это было обусловлено изменением умонастроения самой эпохи, особенности которой нельзя оставить незамеченными.
Возрастала роль армии, усиливался бюрократический аппарат, увеличивались налоги, а войны и многочисленные эпидемии, перерастали в стадию беспрерывных. Именно эта нестабильность и перемены не в самую лучшую сторону побудили общество искать «опору» не на земле, а в вечности. Теперь первостепенными были не проблемы свободы человека, а его нравственное совершенствование и поиски истинного бытия.
Этим требованиям отвечали «новоплатоновские» концепции. Это было обширное философское направление конца античного мира (III–VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизма о диалектической триаде Единое — Ум — Душа с ее последующим применением к учению о космосе и материи по образцу платоновского «Тимея».
Степень разработанности проблемы
Данная проблематика не входит в число наиболее разработанных аспектов философии и античной теологии в целом. Это, вероятно, связано с тем, что большая часть учений самого Платона тяжело поддаётся систематическому анализу, тем более в интерпретации его последователей и учеников. Но, несмотря на представленную трудность, исследованием неоплатонизма занимались такие видные деятели как А.Ф.Лосев, посветивший теологии неоплатонизма разделы в таких монументальных трудах, как: «История античной эстетики. Последние века», «Философская энциклопедия», так же он отдельно анализировал трактам Прокла «Первоосновы теологии». В число исследователей неоплатонизма входят так же С.Н. Трубецкой, посветивший исследованиям неоплатонизма раздел в «Истории Древней философии», В.Ф. Асмус с «Античной философией», А.В. Ситников, сконцентрировавший своё внимание, главным образом, на теологии Плотина, Вл. Татаркевич также не обошел неоплатонизм в своей «Античной эстетике», И.Т. Фролов попытался разобраться в иерархии Универсума, Дж.Реале, Д. Антисери, систематически изложившие историю западной философии, Пьер Адо и другие..
Объект и предмет исследования
Следует обозначить также объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает сама теология античного неоплатонизма с его подробной характеристикой. Предметом же будет являться теологические концепции наиболее ярких представителей данного направления. Несомненно, и Римская, и Сирийская, Пергамская, а так же Афинская и Александрийская школы внесли большой вклад в развитие неоплатонизма. Однако, рассмотреть каждого представителя этих школ не представляется возможным. Поэтому стоит ограничиться рассмотрением творчества самых ярких мыслителей. Ими, несомненно, являются египетский мыслитель Плотин, считающийся основоположником неоплатонизма и Прокл – последний представитель этого философского течения.
Наиболее примечательным считается учение Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое всему предшествует и всему присуще. Единое есть источник всего сущего, сам не имеющий никакого начала, но являющийся «началом всех рек, которые ещё не вытекли оттуда, но уже знают, откуда они начнут вытекать и куда потекут». Плотин также являлся разработчиком неоплатонической сотериологии – учения о спасении души. Он считает необходимым возвращение души к творящему Божеству.
Что касается Прокла, то при нем неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Главные философские сочинения Прокла посвящены рассмотрению высших начал всего сущего и утверждению платонизма в качестве богословского учения. Он изложил свои основные воззрения в трактате «Первоосновы теологии», который, по замечаниям А.Ф. Лосева, должен был бы называться «Первоосновы философии», так как в идеях античных мыслителей трудно было обозначить, где заканчивалась философия и начиналась теология.
Цели и задачи исследования:
1. Кратко проиллюстрировать особенности эпохи развития неоплатонизма и выявить основные причины возникновения направления.
2. Охарактеризовать неоплатонизм как философско-теологического течение античного периода, проследить основные этапы его развития.
3. Выявить самые яркие аспекты, характеризующие неоплатоновскую теологию.
4. В качестве заключения, следует показать значимость исследуемой темы в истории развития философской мысли.
Теоретико-методологические основания исследования
В процессе ознакомления с темой исследования и проводимой работы были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, связанный с проблематикой поставленной темы, включающей первоисточники, критические и аналитические статьи и другие труды.
Тема исследования в данной работе представлена в позитивной историко-философской форме, включающей описание основных характеристик темы исследования, а так же эпохи, породившей данное направление в философии. Уделяя особое внимание причинам возникновения неоплатонизма, и, главным образом, его теологических аспектов, мы сумеем выявить особенные и общие черты неоплатонизма с предшествующими и последующими течениями. Иными словами, необходимо проследить влияние различных теологических концепций, оказавших влияние на новоплатоновскую теологию и наоборот….