На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
На сегодняшний день начальное образование предъявляет к школьникам достаточно высокие требования. Чтобы успешно осваивать учебную деятельность, младшие школьники должны еще до прихода в первый класс овладеть большим количеством знаний, умений и навыков, в том числе – уметь работать самостоятельно и быть способным к исследовательской деятельности.
Естественно, что практический любой ребенок по природе своей является любознательной личностью, стремящийся узнавать все новое, интересное; полон желания творить и заниматься активной деятельностью. Рассматривая исследовательскую деятельность в рамках естественной природной любознательности ребенка, можно утверждать, что она является одним из главных способов познания ребенком явлений окружающей действительности.
Практически все школы нашей страны уже произвели переход на новые образовательные стандарты, в том числе и начальное образование. Новые стандарты предъявляют именно к начальной школе требования развития исследовательских способностей учащихся. В результате чего у учителей формируется интерес к развитию личности учащегося, с точки зрения овладения им умениями и навыками исследовательской работы.
О значительной роли исследовательской деятельности в урочной и внеурочной форме писали такие ученые как И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин. Организация исследовательской деятельности в рамках учебного процесса и ее психологически особенности описаны в исследованиях А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова. Теоретическую и методическую сторону проблемы освещали такие ученые, как А.В. Леонтович, Н.А. Семенова, В.А Тихомирова. Конкретно о развитии исследовательских способностей младших школьников писали современные педагоги-исследователи Т.В. Блинникова, О.И. Миторош и др.
В настоящее время происходят изменения не только в науке, но и в социальной жизни – все это ведет к необходимости разработки усовершенствованных подходов к системе обучения и воспитания. Создаются новые программы, пишутся новые учебники, разрабатываются новые эффективные методы, формы, приемы обучения. Несмотря на все это, необходимо указать, что в выпускаемых в большом количестве различных методических и дидактических пособиях для педагогов, в них не отражены достаточно полно все современные проблемы обучения и воспитания, возникающие в ходе внедрения и реализации новых образовательных стандартов.
Именно поэтому, на наш взгляд, за методикой интегрированного преподавания большое будущее. С помощью интегрированных методов в учебной деятельности и учащихся будет формироваться осознанная объективная картина окружающей действительности; школьники смогут активно использовать полученные знания на практике, потому что эти знания будут, действительно обладать прикладным характером. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий.
Общие аспекты формирования различных приемов исследовательской работы в процессе интегрированных уроков частично находят сое отражение в трудах Т.В. Блинниковой, В.Г. Болтянского, Л.П. Виноградовой, О.А. Ивашовой и других современных ученых.
Однако, несмотря на появляющиеся исследования в данной новой образовательной области, материала, раскрывающего полностью возможности интегрированных уроков и их влияния на развитие исследовательских способностей младших школьников в научной литературе еще недостаточно.
Это и обусловило выбор темы исследования: «Формирование исследовательских способностей младших школьников в процессе интегрированных уроков».
Проблема исследования: выявление условий эффективного формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе интегрированных уроков.
Цель исследования – теоретически изучить и проверить на практике возможности формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе интегрированных уроков.
Объект исследования: особенности формирования исследовательских способностей младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе интегрированных уроков.
Задачи:
1.Рассмотреть сущность понятия «исследовательские способности» у научной литературе.
2.Описать особенности формирования исследовательских способностей младших школьников.
3.Выделить условия формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе интегрированных уроков.
4.Выявить уровень исследовательских способностей младших школьников.
5.Разработать интегрированный урок для формирования исследовательских способностей младших школьников с учетом выделенных условий.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских способностей младших школьников в процессе интегрированных уроков будет более успешным, если в построении данных уроков будет учитываться ряд определенных психолого-педагогических условий.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение, тестирование; практическая работа по разработке интегрированного урока.
Практическое исследование осуществлялось на базе гимназии № …г. Новосибирска. Для исследования были отобраны младшие школьники 2 «а» класса данной гимназии в количестве 25 человек (14 девочек и 11 мальчиков).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе мы даем обзор теоретических основ формирования исследовательских способностей младших школьников: раскрываются психологические особенности младших школьников; сущность исследовательской деятельности на начальном этапе обучения; рассматривается вопрос о выделении условий для формирования исследовательских способностей младших школьников в ходе интегрированных уроков.
Во второй главе проводится диагностика исследовательских способностей младших школьников и разрабатывается интегрированный урок с учетом выделенных условий формирования исследовательских способностей младших школьников; анализ результатов, выводы….