Стоимость: 249 руб.

Содержание

1. Психологическое содержание межгрупповых отношений

2. Межгрупповые отношения как система межличностного взаимодействия

2.1. Структура межгрупповых отношений

2.1. Виды межгрупповых отношений

2.3. Основные факторы, влияющие на межгрупповые отношения

3. Личность в системе межгруппового общения

3.1. Внутригрупповой фаворитизм

3.2. Межгрупповая дискриминация и ее влияние на личность

Заключение

Список использованной литературы


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 249 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1. Психологическое содержание межгрупповых отношений

Структура общества состоит не из отдельных индивидов, а включает совокупность тех взаимосвязей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основой данных отношений и связей выступает взаимодействие людей.
Прежде чем перейти непосредственно к изучению понятия межгрупповых отношений, необходимо отметить, что в современной психологии нет общего понятия данного феномена. Однако многие авторы под межгрупповыми отношениями подразумевают, прежде всего, отношения между личностями как субъектами конкретных групп. Также необходимо отметить, что нет единой точки зрения исследователей по поводу разграничения понятий, которые непосредственно связаны с изучением межгрупповых отношений: термины межгрупповых отношений, межгрупповое поведение, межгрупповое взаимодействие чаще всего употребляются как равнозначные.

2.1. Структура межгрупповых отношений

В соответствии со структурой межгрупповых отношений, в социальной психологии существуют два направления изучения межгрупповых отношений [
1) интеракционизм, рассматривающие непосредственное взаимодействие групп;
2) когнитивизм, исследующий психологические процессы и явления, которые не доступны непосредственному наблюдению, но внутренне сопровождают межгрупповые отношения и определяют их характер. [8:250]
Структурные компоненты межгрупповых отношений тесно взаимосвязаны между собой: межгрупповое восприятие, как правило, соответствует межгрупповому взаимодействию, а межгрупповое взаимодействие – межгрупповому восприятию. Однако полное соответствие этих компонентов наблюдается не всегда. В социальной психологии давно установлено, что между аттитюдами и поведением возможно расхождение, которое получило название «парадокса Лапьера» по фамилии автора знаменитого эксперимента, проведенного в 1934 г. в США.

2.1. Виды межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения – это отношения, объектом и субъектом которых являются группы, в том числе и этнические общности. Однако многие социальные психологи под межгрупповыми отношениями понимают прежде всего – и даже исключительно – отношения между индивидами как представителями конкретных групп (рис.3) [14:104].

Рис. 3. Типы межгруппового взаимодействия

Соперничество представляет собой такой вид межгруппового взаимодействия, при котором социальные группы стараются превзойти соперника в определенных видах деятельности (учреждения, спортивные команды, коллективы предприятий и др.).
При столкновении группы – соперники стараются нанести ущерб, ощущаемый обоими сторонами.
Доминация представляет собой такое межгрупповое воздействие, в процессе которого одна группа обладает существенным преимуществом в самом важном, в силу чего преобладает над другой в политическом, экономическом, языковом и других отношениях [5:33].

2.3. Основные факторы, влияющие на межгрупповые отношения

В практике социальной психологии было проведено множество экспериментальных исследований факторов, которые оказывают то или иное воздействие на характер межгрупповых отношений.
Классическим примером выступает эксперимент Г. Тэджфела и Дж. Тернера. В данном эксперименте студентам показали две картины художников П. Клее и В. Кандинского и дали задание – посчитать количество точек на каждой картине (поскольку этому способствовала манера письма). Потом в произвольном порядке разделили участников на две группы: в одну попали те, кто насчитал больше точек в картине В. Кандинского, в другую – те, кто насчитал больше точек в картине П. Клее. Затем группы были обозначены как сторонники Клее или Кандинского, хотя в реальности их члены не являлись таковыми. Незамедлительно возник эффект «чужих» и «своих» и была выявлена приверженность к своей группе и враждебность по отношению к другой.

3.1. Внутригрупповой фаворитизм

Внутригрупповой фаворитизм представляет собой стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы [3:201].
Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы.
В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам.

3.2. Межгрупповая дискриминация и ее влияние на личность

Межгрупповая дискриминация – это установление различий между собственной и другой группой. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Межгрупповая дискриминация явление не только психологическое, в его основе лежат познавательные механизмы установления тождества и различия, но и социальное [15:88].
Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию в целом. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Наиболее распространенным результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы, хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции, то есть установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы.

Заключение

В современном обществе невозможно жить без взаимодействия с какими-либо группами. Личность в процессе своего развития контактирует с разнообразными группами и, как следствие, становится участником групповых и межгрупповых отношений.
Межгрупповые отношения складываются под влияниями различных факторов: общность интересов групп, соперничество и т.д. Также множество факторов оказывают непосредственное влияние на межгрупповые отношения: сам факт осознания групповой принадлежности и степень очерченности границ группы; особенности межгруппового взаимодействия; цели совместной деятельности; наличие либо отсутствие низкой самооценки и низкого уровня самоуважения личности и группы и других внутриличностных или внутригрупповых проблем; а также многие другие факторы.
Личность в процессе реализации деятельности группы может сталкиваться с ситуациями возникновения фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Данные процессы оказывают то или иное влияние на самого индивида.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Кравченко А.И., Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
  2. 2. Платонов Ю.П., Социальная психология/Платонов Ю.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
  3. 3. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2014. - 496 с.
  4. 4. Столяренко А.М., Социальная психология: учебник для студентов вузов / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 511 с.
  5. 5. Ефимова Н.С., Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 192 с.:
  6. 6. Крысько В.Г., Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.
  7. 7. Свенцицкий А.Л., Социальная психология общения: монография / под общ. ред. А.Л. Свенцицкого. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
  8. 8. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Сухов А.Н., Гераськина М.Г., Лафуткин А.М.; Под ред. Сухов А.Н., - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 615 с
  9. 9. Макерова В.В., Социальная психология: современная теория и практика: Учебное пособие / Макерова В.В., Боднар Э.Л., Любякин А.А., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 228 с.
  10. 10. Шуванов, В. И., Социальная психология управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция» / В. И. Шуванов. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 463 с.
  11. 11. Почебут, Л. Г. Социальная психология толпы. — СПб.: Речь, 2014. — 231 с. 
  12. 12. Базылевич Т.Ф., Психология высших достижений личности (психоакмеология): Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 331 с.
  13. 13. Гуревич П.С., Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / Гуревич П.С. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 559 с.
  14. Функции информационного менеджмента // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/менеджмент/функции_информационного_менеджмента/
  15. Этика делового управления // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/менеджмент/этика_управления/этика_делового_управления/
  16. Роль корпоративной культуры // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/менеджмент/роль_корпоративной_культуры/
  17. Реализация экономических отношений // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/экономика_и_экономическая_теория/реализация_экономических_отношений/
  18. Виды и методы информационного менеджмента // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/менеджмент/виды_и_методы_информационного_менеджмента/
5.0
studplus5
Курсовые, контрольные, рефераты, отчеты по практике быстро и качественно, без плагиата. Ответственный подход, соответствие всем требованиям.Выполнила более 500 дипломов и 1000 курсовых. Это основной вид деятельности уже 12 лет. Обращайтесь!