Стоимость: 150 руб.
Содержание
Литература «серебряного века»
Литература 20-х годов
Литература 30-х годов
Литература периода Великой Отечественной войны
Литература второй половины XX века
Возвращённая литература
Заключение
Список использованных источников
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Литература «серебряного века»
Конец XIX века стал поворотным историческим периодом в развитии как общественной, так и художественной жизни России. Этот период характеризуется острым обострением социальных конфликтов, повышением числа массовых выступлений, политизацией всей жизни и необыкновенным ростом личностного сознания. Человеческая личность понимается как целостность многих начал – социального и природного, нравственного и биологического. Поэтому и в литературе создаются персонажи, которые характеризуются не только средой и социальным опытом. Писатели отражают реальность разными, иногда полярными, способами.
Конец XIX – начало XX столетия называют «серебряным веком» русской литературы. Исследователь нашего времени М. Пьяных определяет этот этап русской культуры следующим образом: «Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.
…
Литература 20-х годов
Начиная с конца 1917 г. и до начала 20–х годов XX века русская литература представляет собой небольшой, но крайне важный переходный период. С литературной точки зрения она продолжала предреволюционные тенденции. Однако в ней уже возникали качественно новые признаки и огромное разделение на три потока, которое произошло в начале 20–х годов.
Раскол литературы произошел по идеологической, политической причине. Именно в 20-е годы появилась советская, эмигрантская и «задержанная» литература. Однако такое разделение ветвей русской литературы XX века не было ни абсолютным, ни однозначным. При всей идеологической политике в СССР существовали несоветски и антисоветски настроенные писатели, а в русском зарубежье — настроенные просоветски.
Поделенная на три части, две из которых были доступны и одна скрыта от советского читателя, русская литература XX века, тем не менее, оставалась во многом целостной.
…
Литература 30-х годов
Это десятилетие началось с «годы великого перелома», когда резко были деформированы основы прежнего жизнеустройства. Началось активное вмешательство партии в сферу культуры, давление на носителей духовных и моральных ценностей.
Особую силу и полномочия получил РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) при покровительстве Сталина.
Усилились репрессии против интеллигенции, религиозных деятелей, крестьянства, военачальников. На первый план были выдвинуты задачи «активизации сил против враждебной идеологии в литературе и искусстве». Литература отразила болезненную ломку жизненного уклада и попытки переделать сознание человека. Индустриализация в стране нашла отражение в «производственных» романах Катаева («Время вперёд»), Шагинян («Гидроцентраль»), Леонова («Соть»).
…
Литература периода Великой Отечественной войны
Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война выдвинула перед литературой новые задачи, на которые советские писатели сразу же откликнулись. очень много авторов оказались на полях сражений. Во фронтовой и центральной печати, освещая ход трагических событий, поднимая боевой дух народа работали Симонов, Шолохов, Фадеев, Тихонов, Эренбург, Вишневский, Петров, Сурков, Закруткин, Бек, Платонов, создавая произведения разнообразных родов и жанров.
В эти годы на первом месте была поэзия. Здесь следует выделить патриотическую лирику Анны Ахматовой, Константина Симонова, Николая Тихонова, Александра Твардовского, Алексея Суркова и Евгения Долматовского. Получили развитие жанры баллады, послания, броской стихотворной подписи под карикатурой. Этим прославился Маршак Самуил. Огромное значение приобрела поэзия ленинградской блокады, стихи Бергольц, Тихонова и др.
…
Литература второй половины XX века
В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма 1946-1953, оттепели 1953-1965, застоя 1965-1985, перестройки 1985-1991 и современных реформ 1991-1998.
Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.
Несмотря на неблагоприятные условия развития, русская литература создала немало самобытных и интересных произведений во всех жанрах. В области драматургии можно выделить пьесы Арбузова, с интересом, с противоречием, с условностью форм и разработкой жанра лирической драмы и мелодрамы («Иркутская история», «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата» и др.
…
Возвращённая литература
«Задержанные» произведения частично вернулись к советскому читателю в годы хрущевской критики культа личности», частично в середине 60–х – начале 70–х годов. Среди них многие стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман» М. Булгакова. Однако полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80–90–х годов, когда российский читатель получил возможность прочитать и ранее скрытые от него произведения эмигрантской литературы.
Практическое воссоединение трех ветвей русской литературы к концу века состоялось и показало ее единство в главном: высочайшая художественная ценность есть в произведениях всех трех потоков, в том числе и в собственно советской литературе, так как ее талантливые авторы всем сердцем верили в утверждаемые ими идеалы, не позволяли себе сознательно врать, выдавать желаемое за действительное и не подчиняли свое творчество официальной мифологии, когда ее неестественность стала уже угрожающей для разума и таланта.
…
Заключение
Таким образом, обе главные ветви русской литературы развиваются по нисходящей от 20–х к 50–м годам, а во второй половине века вновь медленно поднимаются, достигая порядочного уровня, однако едва ли сопоставимого с уровнем классики XX столетия. По всей вероятности, последствия исторических потрясений, репрессий и войн слишком тяжелы.
Достижения русской литературы XX века могли бы быть гораздо выше, если бы ей были созданы нормальные условия развития или хотя бы такие, как в предыдущем столетии.
Три потока русской литературы XX века объединяет не только то, что все это русская литература, что у них общие корни, что во всех ветвях литературы появлялись замечательные произведения и что никто из писателей не был застрахован от превратностей исторической судьбы. При крайне различном отношении к традициям все это – в лучших своих проявлениях – новаторская, новая литература, литература двадцатого века не только по времени создания произведений.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века Учебное пособие Выпуск второй Советская классика. Новый взгляд. 1998
- 2. Кормилов С.И. (редакция). История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. 2003
- 3. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время / Рос. Акад. наук; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Языки славянских культур. 2006
- Принципы русской философии // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/философия/генезис_русской_философии/принципы_русской_философии/
- История русской философии // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/философия/история_русской_философии/