Стоимость: 650 руб.

Содержание

1.1 Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

1.2 Логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи

2.1 Описание процедуры и методики исследования

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Заключение

Список использованных источников


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 650 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Рассмотрим особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
А.Р. Ястребова указывает, что у младших школьников с общим недоразвитием речи речевые средства общения сильно ограничены. Активный словарь беден, состоит из малого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Вербальное общение часто заменяется невербальным [29, с. 74]. Дети используют один и тот же комплекс чтобы назвать предметы, действия, качества, интонацию и жесты, обозначить разницу значений. Они почти не различают обозначения 10 предметов и действий. Дети чаще употребляют многозначные слова.

1.2 Логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Работа по обогащению словаря младших школьников с ОНР проводится в несколько этапов. На первом этапе, указывает О.С. Павлова, проводится обследование всех видов словарей младших школьников. В процессе обследования учитель-логопед выявляет объем и качество антонимического, синонимического, пассивного, активного и понятийного словарей и сопоставляет его с возрастными нормативами [19, с. 63]. Необходимо выявить соотношение пассивного и активного словарей. Обследование проводится в два этапа. На первом этапе проводится обследование синонимического, антонимического, активного, пассивного и понятийного словарей и на основе полученных данных делается вывод о степени сформированности словаря детей.
Второй этап обследования, указывает А.Н. Корнеев, проводится после проведения работы по формированию словарей.

2.1 Описание процедуры и методики исследования

С целью изучения особенностей сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи было организовано экспериментальное исследование.
Выборка: 10 учащихся начальных классов в возрасте от 7 до 10 лет, которые согласно заключению логопеда имеют диагноз – моторная алалия.
Опишем диагностические методики:
1. Методика методику Т.А. Фотековой «Пересказ».
Цель – выявление сформированности основных компонентов связной речи у детей младшего школьного возраста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать (Рассказ И. Гамазковой «Волшебная семья»). Текст рассказа представлен в Приложении 1.
Рассказ предъявляется ребенку один-два раза. Критерии оценивания:
1. Критерий смысловой целостности:
Высокий уровень – 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья рассказа.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Представим результаты применения методики Т.А. Фотековой «Пересказ» в Таблице 1 и Рисунке 1 (Приложение 2).
Таблица 1 – Результаты диагностики методике «Пересказ» Т.А. Фотековой
Уровень сформированности основных компонентов связной речи
Смысловая ценность
Лексико-грамматическое оформление
Самостоятельность

Кол. детей
%
Кол. детей
%
Кол. детей
%
Высокий уровень
0
0
0
0
0
0
Средний уровень
6
60
6
60
6
60
Низкий уровень
4
40
4
40
4
40

Рисунок 1 – Уровень развития основных компонентов связной речи по методике Т.А. Фотековой в экспериментальной группе
Таким образом, в результате применения методики Т.А. Фотековой «Пересказ» были получены следующие результаты: высокий уровень у детей экспериментальной группы не выявлен; смысловая ценность: средний уровень – 6 детей (60%), низкий уровень – 4 детей (40%). Лексико-грамматическое оформление: средний уровень – 6 детей (60%), низкий уровень – 4 детей (40%).

Заключение

Актуальность темы исследования бесспорна в связи с тем, что лексико-грамматическая сторона речи оказывает влияние на уровень усвоения школьной программы младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве.
В ходе исследования установлено, что на протяжении раннего и дошкольного периодов активно развивается речь ребенка, в частности ее лексико-грамматический компонент. Активное обогащение словаря способствует грамматическому развитию речи. Процессы словообразования начинают формироваться в дошкольном возрасте. К началу школьного обучения ребенок в норме, как правило, способен к самостоятельному образованию новых слов.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Алмазова, А.А. Методические аспекты формирования связной речи у младших школьников в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст]/ А.А. Алмазова // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: МГУ, 2012. – 241 с.
  2. 2. Антипова, Ж.В. и др. Преодоление тяжелых нарушений речи у детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст]/ Ж.В. Антипова. – М: Секачев В.Ю., 2011. – 224 с
  3. 3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь младшим школьникам с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.Н. Волковская. – М.: Книголюб, 2010. – 104 с.
  4. 4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие [Текст]/ В.К. Воробьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 471 с.
  5. 5. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
  6. 6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография [Текст] / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2013. – 452 с.
  7. 7. Грибанова, О.Е. Особенности активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с ОНР [Текст]/ О.Е. Грибанова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
  8. 8. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19
  9. 9. Гриншпун, В.М. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст]/ В.М. Гриншпун // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 81-84
  10. 10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. Пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с.
  11. 11. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. [Текст]/ В.А. Калягин – М.: Академия, 2015. – 320 с.
4.13
allaraspberry
Имею высшее юридическое образование. Окончила университет с красным дипломом. Занимаюсь написанием научных статей, курсовых работ, рефератов, докладов, решением задач, контрольных работ и т.п. Буду рада сотрудничеству!