Стоимость: 1500 руб.

Содержание

1 Теоретические и методические аспекты применения приемов работы с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе

1.1 Понятие «текст». Виды текстов, используемых на уроках окружающего мира в начальной школе

1.2Проблема формирования у обучающихся начальных классов умений работать с текстом в психолого-педагогической литературе

1.3Методические приемы формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе

2.1 Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы

2.2 Содержательный этап опытно-поисковой работы

2.3 Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 1500 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

1.1 Понятие «текст». Виды текстов, используемых на уроках окружающего мира в начальной школе

В условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания. Умение извлекать из учебных текстов необходимую информацию, осмысливать ее предопределяет успеш­ность всего учебного процесса, а также предусматривает самостоятельность чи­тателя в процессе общения с текстом.
Чтение текста является основным, первичным и наиболее очевидным источником того особого опыта понимания, который стал предметом герменевтических учений, лингвистики, литературоведения, языкознания.
В герменевтике особое внимание отводится понятию «текст». Ведь феномены, порождаемые чтением текста, – это непосредственный предмет герменевтического теоретизирования.
Однако ответ на этот вопрос оказывается не столь очевидным. В философской герменевтике, по-видимому, текст как таковой не становился предметом специального анализа.

1.2Проблема формирования у обучающихся начальных классов умений работать с текстом в психолого-педагогической литературе

Проблема формирования читателя возникает одновременно с появлением письменной литературы. Однако содержание этой проблемы углублялось, уточнялось одновременно с теми изменениями, которые происходили в социальной и духовной жизни общества. Мотивом образования является не только социальный заказ, но и стремление педагога найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизм самореализации.
В условиях современного обучения проблема воспитания ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, умению использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, изменять к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны, является чрезвычайно актуальной.

1.3Методические приемы формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе

Новое поколение учебников по предмету «Окружающий мир» помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира [16, с.22].В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты. Тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.
Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным.

2.1 Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы

В процессе опытно-поисковой работы были практически воплощены теоретические и методические предпосылки и положения, рассмотренные в теоретической части исследования.
Цель опытно-поисковой работы: проверка опытно-поисковым путем выдвинутого предположения о том, что если подобрать специальные приемы для работы с текстом и целенаправленно использовать их на уроках окружающего мира, то уровень развития умений работы с текстом у обучающихся начальных классов станет выше.
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 39 г.Севастополя в 3 «б»классе. Прежде, чем начать собственную опытно-поисковую работу, нами был разработан план ее организации и проведения. Работа осуществлялась в три этапа, каждый из которых характеризуется своими задачами, средствами и методами их решения, а также результатами.

2.2 Содержательный этап опытно-поисковой работы

Содержательный этап опытно-поисковой работы проводился в процессе преддипломной практики. Цель содержательного этапа – обеспечение условий для развития умений работать с текстом у младших школьников на уроках окружающего мира. Для достижения поставленной цели нами был разработан комплекс упражнений и заданий с применением таких приемов и методов работы с текстом, как спираль, предвидение, ответы на вопросы по тексту, составление плана, заполнение таблиц, нахождение основной информации в тексте. На данном этапе работы нами были взяты следующие тексты из учебника «Окружающий мир» 3 класса: «Картофель», «Подорожник», «Промышленность», «Опасные места».
Тексты были представлены по уровню сложности – от легкого к сложному.
Картофель.
Многие видели. Как растёт картофель, какие у него стебли, цветки и клубни. Кто-то из вас помогал ухаживать за растением, осенью собирал вместе с родителями урожай картофеля.

2.3 Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы

Для оценки результативности опытно-поисковой работы по формированию умений работать с научным текстом на уроках окружающего мира у детей младшего школьного возраста нами был проведен итогово-результативный этап. На данном этапе использовались такие же диагностические задания, что и на исходно-установочном этапе.
Цель итогово-результативного этапа: выявление динамики уровня сформированности у обучающихся умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Результаты оценивались по критериям, выделенным нами на первом этапе опытно-поисковой работы (Таблица 3).
Таблица 3 – Уровень сформированности умений работать с научным текстом на уроках окружающего мира у обучающихся 3 «б» класса, выявленный на итогово-результативном этапе опытно-поисковой работы
Список испытуемых
Набранные баллы
Уровень сформированности умений работы с тестом
Иван Б.
20
Высокий
Дмитрий Г.
29
Высокий
Эвелина З.
16
Средний
Дарья З.
28
Высокий
Екатерина З.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью исследования – изучение теоретико-методических аспектов и представление практических путей решения проблемы формирования у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира – нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Была раскрыта сущность понятия «текст», рассмотрены виды текстов, используемых на уроках окружающего мира в начальной школе. Изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической, методической литературе, показали, что чтение текста является основным, первичным и наиболее очевидным источником того особого опыта понимания, который стал предметом герменевтических учений, лингвистики, литературоведения, языкознания. Текст как явление сложное, многоплановое в зависимости от того, в какой области и под каким углом зрения он используется, получает различные трактовки. Различные ученые по-разному определяют это понятие, и называемые ими признаки текста не всегда совпадают.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Айснер, Л.Ю. К проблеме культурологического толкования понятия «текст» [Текст] / Л.Ю. Айснер // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 14. – С. 303-308.
  2. 2. Астафьева, И.В. Система работы по формированию навыка смыслового чтения у обучающихся младшего школьного возраста в контексте ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/01f/astafeva_i_v_sistema_raboty_po_formirovaniyu_navyka_smyslovogo_chteniya_u_obuchayushchikhsya_mladshe.pdf
  3. 3. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика [Текст]: учебник / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина. – 6-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 496 с.
  4. 4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
  5. 5. Безух, К.Е. Практические приемы для совершенствования работы с текстом [Текст] / К.Е. Безух // Педагогическая мастреская. Все для учителя. – 2015. – №6. – С.17-70.
  6. 6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
  7. 7. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г.Г. Гадамер. – М.: «Искусство», 1991. – 368 с.
  8. 8. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонении в развитии [Текст]: автореф. дис. д-ра психолог.наук. / Е.Л. Гончарова. – М., 2009. – 56 с.
  9. 9. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
  10. 10. Денисюк, Л.И. Формирование читательских интересов современных учащихся в условиях информационно-коммуникативной экспансии [Текст]: Л.И. Денисюк. – Ч.: ЧОИПОПЛ, 2013. – 76 с.
4.58
Елизавета18
Оказываю помощь в оформлении любых видов учебных работ: эссе, доклады, рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы, презентации, отчеты по практике и др. Гарантия качества, антиплагиат, учет всех ваших требований.