Стоимость: 3000 руб.

Содержание

Дипломная работа посвящена изучению возможностей психологической поддержки лиц юношеского возраста с аутоагрессией на примере суицида.

1.1. Психологическая характеристика юношеского возраста

1.2. Дезадаптивные копинг-стратегии как фактор суицидального поведения у юношей и девушек

1.3. Нарушения эмоциональной и коммуникативной сферы у суицидентов юношеского возраста

1.4. Методы психологической помощи при незавершенном суициде

2.1. База и выборка исследования

2.2. Описание методов исследования

3.1. Специфика копинг-стратегий лиц юношеского возраста с аутоагрессивным поведением

3.2. Особенности эмоциональной сферы и отношения к жизни и смерти лиц юношеского возраста с суицидальным поведением

3.3. Особенности межличностных отношений лиц юношеского возраста с суицидальным поведением

3.4. Программа психологической поддержки юношей и девушек с суицидальным поведением

Заключение

Список литературы


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 3000 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Дипломная работа посвящена изучению возможностей психологической поддержки лиц юношеского возраста с аутоагрессией на примере суицида.
Анализ литературы показал, что суицид как явление существует практически столько же, сколько существует на земле человек. В настоящее время принято рассматривать суицид в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое объединяет суицидальные мысли, приготовления, попытки и, собственно, акт суицида.
Различные психологические школы предлагают свои теории возникновения суицидального поведения. Одни школы рассматривают суицидальное поведение как агрессивное, в котором объектом агрессии выступает сам человек (аутоагрессия). Другие теории рассматривают суицид как реакцию на стресс под воздействием психотравмирующей ситуации, третьи – как результат патологического прохождения возрастных кризисов или кризисов развития.
Эмоциональная возбудимость и неустойчивость в юношеском возраста стоит нередко на грани патологии и может переходить её.

1.1. Психологическая характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст (от 14 (15) до 18 (20) лет) представляет собой “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.
А. Шопенгауэр говорил о юности как эпохи “треволнений”, возрасте “созерцания” и “поэзии” [65]. Он же подчёркивал важность уединения в этом возрасте.
И. С. Кон замечает, что юность – это не просто некоторая фаза “подготовки к жизни”, но и важный, обладающий самостоятельной ценностью этап жизненного пути, завершающий этап первичной социализации [34].
Ранняя юность – период завершения физического развития человека и психологической подготовки к самостоятельной жизни. Особенности данного возраста объясняют по-разному в разных психологических школах. Биологические теории подчёркивают, что именно созревание организма детерминирует особенности поведения. В психоаналитической традиции юность – этап зрелой сексуальности.

1.2. Дезадаптивные копинг-стратегии как фактор суицидального поведения у юношей и девушек

Суицид как явление существует практически столько же, сколько существует на земле человек. В настоящее время принято рассматривать суицид в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое объединяет суицидальные мысли, приготовления, попытки и, собственно, акт суицида.
Различные психологические школы предлагают свои теории возникновения суицидального поведения. Одни школы рассматривают суицидальное поведение как агрессивное, в котором объектом агрессии выступает сам человек (аутоагрессия). Другие теории рассматривают суицид как реакцию на стресс под воздействием психотравмирующей ситуации, третьи – как результат патологического прохождения возрастных кризисов или кризисов развития [4].
Кризис юношеского возраста, как и все критические периоды развития, проходит три фазы: негативную или предкритическую фазу, кульминационную и посткритическую.

1.3. Нарушения эмоциональной и коммуникативной сферы у суицидентов юношеского возраста

Эмоциональную сферу человека составляет совокупность эмоций и чувств [22].
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции [23].
Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорковых образований, лимбической системы. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга. Однако велика роль и подкорковых образований, с ними связаны примитивные эмоции, данные человеку с рождения. Эмоциональный “настрой” человека определяется деятельностью таламуса, который является коллектором всей чувствительности; гипоталамусом, там находятся центры управления вегетативной нервной системой, которая регулирует работу внутренних органов.

1.4. Методы психологической помощи при незавершенном суициде

Профессиональная помощь лицам, совершившим попытку суицида, оказывается в экстренном порядке и включает несколько этапов. Одним из наиболее эффективных методов выведения человека из кризисного состояния являются индивидуальные беседы с психологом или психотерапевтом, который всесторонне занимается его психологическими проблемами.
Первый этап психологической помощи заключается в установлении эмоционального контакта с клиентом, совершившим суицид, и предоставление ему возможности выговориться. Как правило, после незавершённого суицида, человек охотно рассказывает о своих чувствах и переживаниях в форме длительного монолога. Это позволяет стабилизировать состояние клиента, даёт ему возможность успокоиться.
После установления контакта переходят ко второму этапу помощи – выяснению причин, по которым человек пошёл на самоубийство, причин, которые стали причиной возникновения глубокого психологического кризиса.

2.1. База и выборка исследования

Эмпирическое исследование особенностей поведенческой, эмоциональной сферы и межличностных отношений юношей и девушек с суицидальным поведением проводились в 2017 г. на базе Психиатрической клинической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗН г. Москвы и Центра Психологической Помощи Евгения Полякова г. Москвы.
В процессе посещения потенциальными испытуемыми психологических кабинетов им предлагалось ответить на ряд психологических методик.
В данном исследовании согласилось участвовать 107 человек. В основную группу (группу лиц, имевших попытку суицида) вошли 52 человек в возрасте от 17 до 23 лет, из них 26 девушек и 26 юношей. В контрольную группу (группу лиц без суицидальных попыток) вошли 55 человек в возрасте от 17 до 23 лет, из них 30 девушек и 25 юношей.
Дадим краткую характеристику респондентов экспериментальной группы.
Дадим краткую характеристику студентам, принявшим участие в эксперименте.
1. Р1, 18 лет.

2.2. Описание методов исследования

В нашем исследовании были использованы 4 методики:
1. Опросник Р.Лазаруса  «Способы совладающего поведения».
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.
В своём исследовании мы использовали методику в адаптации Л.И. Вассермана.
2. Методика «Отношение к смерти».
Методика «Отношение к смерти» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г.; представляет собой опросник, включающий 10 закрытых вопросов.

3.1. Специфика копинг-стратегий лиц юношеского возраста с аутоагрессивным поведением

Особенности поведенческой сферы исследовались нами с помощью опросника Р. Лазаруса “Способы совладающего поведения”. Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2 и на гистограмме 1.
Таблица 1

Среднегрупповые значения копинг-стратегий испытуемых основной и контрольной групп
копинг-стратегия
суициденты
норма
t-критерий Стьюдента
Конфронтация
50,8
51,4
0,14
Дистанцирование
48,9
41,7
0,82
Самоконтроль
49.7
60,4
3,56**
Поиск социальной поддержки
41,4
63,3
4,75**
Принятие ответственности
51,4
62
2,42*
Бегство-избегание
71,5
56,2
-4,39**
Планирование решения проблемы
40,9
66,4
5,66**
Положительная переоценка
36,4
58,2
5,19**
Условные обозначения: * – различия значимы на уровне р≤0,05; ** – различия значимы на уровне р≤0,01.

Как показало исследование, наиболее высокие значения у суицидентов наблюдаются по копинг-стратегии “Бегство-избегание” (средний балл равен 71,5).

3.2. Особенности эмоциональной сферы и отношения к жизни и смерти лиц юношеского возраста с суицидальным поведением

Для изучения отношения к жизни и смерти респондентов была использована методика «Отношение к смерти». Результаты, полученные по методике, представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2
Различия в показателях отношения к смерти испытуемых основной и контрольной групп

суициденты
норма
t-критерий Стьюдента
отношение к смерти
0,35
2,82
3,7**
Условные обозначения: * – различия значимы на уровне р≤0,05; ** – различия значимы на уровне р≤0,01.

Согласно результатам исследования, у респондентов, имевшим незавершённый суицид, наблюдается менее оптимистичное отношение к смерти по сравнению с контрольной выборки.
Согласно положениям С.Л.

3.3. Особенности межличностных отношений лиц юношеского возраста с суицидальным поведением

Для изучения особенностей межличностных отношений респондентов была использована методика «Социальная сеть», результаты которой представлены в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4
Различия в показателях выраженности социальных взаимодействий испытуемых основной и контрольной групп
копинг-стратегия
суициденты
норма
t-критерий Стьюдента
объём социальной сети
3,56
6,02
4,11**
количество родственных связей
1,6
3,28
4,7**
количество дружеских связей
1.81
2,73
2,19
Условные обозначения: * – различия значимы на уровне р≤0,05; ** – различия значимы на уровне р≤0,01.

Согласно результатам исследования, социальная сеть суицидентов значительно сужена (средний балл равен 3,56), однако, и среди респондентов без суицидальных попыток наблюдается значительное сужение социальной сети (средний балл равен 6,02).

3.4. Программа психологической поддержки юношей и девушек с суицидальным поведением

Для психологической поддержки юношей и девушек с суицидальным поведением планируется применить методики когнитивно-поведенческой психотерапии в группе.
Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия.
Когнитивная психотерапия направлена на коррекцию зафиксировавшихся ошибочных представлений больных, в соответствии с которыми на не угрожающие жизни соматические ощущения они дают гиперболизированные реакции.
Поведенческая терапия использует систематическую десенсибилизацию, погружение в ситуацию, вызывающую тревогу или страх. Терапевт с пациентом составляют шкалу ситуаций, в которых развивается паническая симптоматика, ранжируя их по возрастающей: от наименее до наиболее тягостных.

Заключение

Дипломная работа посвящена изучению возможностей психологической поддержки лиц юношеского возраста с аутоагрессией на примере суицида.
Анализ литературы показал, что суицид как явление существует практически столько же, сколько существует на земле человек. В настоящее время принято рассматривать суицид в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое объединяет суицидальные мысли, приготовления, попытки и, собственно, акт суицида.
Различные психологические школы предлагают свои теории возникновения суицидального поведения. Одни школы рассматривают суицидальное поведение как агрессивное, в котором объектом агрессии выступает сам человек (аутоагрессия). Другие теории рассматривают суицид как реакцию на стресс под воздействием психотравмирующей ситуации, третьи – как результат патологического прохождения возрастных кризисов или кризисов развития.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента. М., 1999.
  2. 2. Асеева И.Н., Попко Ю.А. Взаимосвзяь оптимизма и копинг-стратегий поведения у медицинских работников различных специализаций // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2011. – №1. – С. 63-75.
  3. 3. Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах. // Журн. Невропат, и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1994. – Т.94. – №6. – С. 38-43.
  4. 4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.
  5. 5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М: Прогресс, 1986.
  6. 6. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М.: Знание, 1977.
  7. 7. Братусь Б. С. Психологический анализ данных историй болезни как метод исследования личности // Экспериментальные ис­следования в патопсихологии. – М., 1976.
  8. 8. Бутрим Г.А., Колмаков А.А. Неадаптивные копинг-стратегии как факторы суицидального риска у молодых людей URL: http://www.e-edu.by/main/departments/social/staff/butrim/publications/22.pdf (Дата обращения 22.11.2017)
  9. 9. Вагин Ю. Р. Корни суицидальной активности // Суицидология. - 2011. - Т. 2. № 4. - С. 3-10.
  10. 10. Васильева В.Ю. Один из путей освобождения чувств через возвращение ощущений своего тела (на основе практического опыта)// Я встретил Вас и все... Проблема "заземления" чувств в русском теле: Матер. Темат. конф. по телесно - ориентированной терапии 26 -28 мая 2000г. - М., 2000.- С.52-55.
  11. 11. Венгер А.Л. Психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – №3.
  12. 12. Веховски А. Телесная психотерапия и глубинные направления психотерапии: аспекты взаимодействия двух традиций// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2004.- №5.-С.45-52.
  13. Лечение депрессии // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/психология/депрессия_как_психическое_расстройство/лечение_депрессии/
  14. Исследование депрессии // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/клиническая_психология/депрессия/исследование_депрессии/
  15. Депрессия // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/клиническая_психология/депрессия/
  16. Механизм бессознательного // 2dip - студенческий справочник. URL: https://2dip.su/теория/психология/бессознательное_человека/механизм_бессознательного/
4.57
AlesyaVolk55
Организация и координация мероприятий , командообразование, фасилитация Государственная служба → контрактная система Охрана, безопасность, полиция → Экономическая и информационная безопасность Юриспруденция , Торговля, Управление проектами