Стоимость: 3300 руб.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Индивидуальный подход в современном дошкольном образовании

1.2. Предпосылки развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте

1.3. Построение индивидуального образовательного маршрута в практике дошкольного образования

Выводы по первой главе

2.1. Цель, задачи, методики констатирующего этапа

2.2. Особенности организации организованных педагогических условий для реализации индивидуального подхода в ДОУ

2.3 Характеристика творческого воображения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп

Выводы по второй главе

3.1. Цель, задачи и этапы формирующего этапа

3.2. Ход формирующего этапа

3.3. Оценка эффективности формирующего этапа исследования

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

Стоимость: 3300 руб.

На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Введение

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. Как свидетельствуют исследования Е.С. Рабунского, А.А. Кирсанова, Я.И. Ковальчук, И.С. Якиманской и других, решению этой задачи во многом способствует индивидуализация обучения/ Для того, чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно понимать, какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на развитие, образование и качество его жизни в целом. Таким образом, учет индивидуальных особенностей дошкольников необходим при организации индивидуального подхода в педагогическом процессе.
Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в многоуровневой системе образования.

1.1. Индивидуальный подход в современном дошкольном образовании

В ряде психолого-педагогической литературы встречаются такие понятия, как «индивидуальность», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход». Индивидуальность отражает неповторимое своеобразие личности каждого ребенка и представляет собой совокупность черт и свойств его психики, которые формируются под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность является той обобщенной характеристикой, в которой представлены психологические особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения им разных видов деятельности. [17]
Сущность индивидуальности связана с представлениями об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, индивидуальность человека заключается и в том, что он неповторим, это отдельный самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом относительную самостоятельность [41].

1.2. Предпосылки развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте

Среди прочих достижений, в дошкольном возрасте начинает активно развиваться творческое воображение. Л.С. Выготский указывает, что творческая деятельность возникает медленно и постепенно на основе простых форм, переходящих в сложные формы, проходит определенные этапы своего развития под влиянием окружающей действительности [11].
В качестве ключевых факторов, влияющих на развитие творческого воображения, выступают представления об окружающем мире и эмоциональное развитие ребенка. Данные факторы во многом отражены в тех формах связи воображения с действительностью, которые выделяет Л.С. Выготский [11].
Первая форма заключается в том, что воображение строится на основе элементов, содержащихся в предыдущем опыте человека, то есть воображение базируется на представлениях памяти. На основе этих представлений и различных их комбинаций, взаимосвязи с разными элементами воображение создает новые комбинации.

1.3. Построение индивидуального образовательного маршрута в практике дошкольного образования

Как мы уже отмечали, поддержка индивидуальности является одним из приоритетных направлений в педагогическом процессе. Только на ее основе может осуществляться полноценное развитие личности ребенка, раскрываться его особенности и реализовываться его потенциал.
М.Д. Маханева указывает, что в педагогической деятельности идет ориентация, как правило, на средний уровень развития детей, поэтому большинство воспитанников не могут в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. В связи с этим, важнейшим путем реализации индивидуального подхода в образовании является построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). Это понятие, представленно в исследованиях Г.А. Бордовского, С.А. Вдовиной, Е.А. Климова, И.С. Якиманской. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также разработанный способ его реализации [10].

Выводы по первой главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Творческое воображение – один из видов воображения, с помощью которого человеком создаются оригинальные образы в результате творческой деятельности. Развитие творческого воображения у старших дошкольников остается в большей степени непроизвольным и зависит от организации процесса руководства.
2. Игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте, и сюжетная игра, в частности, – один из видов детской деятельности, предоставляющий возможности для активного развития творческого воображения. Развитие творческого воображения будет эффективным, если будут определены и реализованы определенные педагогические условия.
3. Учет индивидуальных особенностей при организации работы с детьми представляет сущность индивидуального подхода в педагогическом процессе.

2.1. Цель, задачи, методики констатирующего этапа
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление особенностей созданных педагогических условий реализации индивидуального подхода в ДОУ (готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в ДОО, насыщенность развивающей предметно-пространственной среды), а также определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад № 136. Респондентами выступали 2 группы детей старшего дошкольного возраста по 25 человек в каждой. Возрастной диапазон составляет от 5 до 6,5 лет, а также педагоги общеразвивающих групп детского сада в количестве десяти человек, педагогический стаж которых варьируется от 2 до 7 лет.
В соответствии с предметом нашего исследования, констатирующий этап был дифференцирован на два диагностических направления:
1.

2.2. Особенности организации организованных педагогических условий для реализации индивидуального подхода в ДОУ

Еще С. Френе писал о необходимости признания личности ребенка, раскрывающей свои потенциальные возможности, центральным звеном образовательного процесса, о возможности самоактуализации (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей) детей. Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. [23, 67]
В современной психолого-педагогической литературе ставится вопрос о создании педагогом специальных педагогических условий для решения поставленных педагогических задач. В соответствии с темой нашей работы и исследованиями А.С. Белкина, Б.М Румина, В.П.

2.3 Характеристика творческого воображения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп

В соответствии с темой нашего исследования, нами была проведена диагностика по критериям изучения творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
С помощью методики В. Синельникова, В. Кудрявцева под названием «Как спасти зайку», мы исследовали умение дошкольников преодолевать проблемные ситуации и разрешать их. Полученные результаты представим на рисунке 2.6.

Рис. 2.6. Уровень развития умения находить выход из проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста

Из гистограммы мы видим, что умение разрешать проблемные ситуации как составляющая творческого воображения развита у детей старшего дошкольного возраста недостаточно. По умению находить выход из проблемных ситуаций большинство детей были отнесены нами к среднему и низкому уровню.
К среднему уровню нами были отнесены 40% детей в экспериментальной группе и 52% детей в контрольной группе.

Выводы по второй главе

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать определенные выводы:
1. Недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков у педагогов для реализации индивидуального подхода в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. У большинства педагогов (53%) выявлен критический уровень готовности к реализации индивидуального подхода в ДОУ, у 27% – базовый уровень готовности и у 20% педагогов повышенный уровень готовности к реализации индивидуального подхода в работе с детьми.
2. Недостаточное количество игрового оборудования препятствует развитию игровой деятельности, так как в недостаточной степени стимулирует развитие творческого воображения дошкольников в игровой деятельности. Игровое оборудование представлено в группе в объёме 67% от рекомендуемого.
3. У исследуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень развития творческого воображения.

3.1. Цель, задачи и этапы формирующего этапа

Цель формирующего этапа: апробировать педагогические условия реализации индивидуального подхода в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего этапа:
1. Определить этапы (части) и содержание работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать консультативную работу с педагогами, направленную на повышение уровня готовности к реализации индивидуального подхода в ДОУ. (планируемыми результатами реализации работы являются формирование у педагогов всех структурных компонентов готовности к реализации индивидуального подхода в ДОУ: когнитивного, деятельностного и рефлексивного) (Приложение 5)
Полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты позволили нам определить индивидуальные особенности творческого воображения каждого ребенка экспериментальной группы, а также распределить детей по уровням развития творческого воображения.

3.2. Ход формирующего этапа

В соответствии с задачами формирующего этапа, свою деятельность мы осуществляли в двух направлениях: работа с детьми, направленная на развитие творческого воображения у детей в сюжетных играх, и взаимодействие с педагогами по формированию у них готовности к реализации индивидуального подхода в ДОУ.
Представим нашу работу по первому направлению – работе с детьми. В первой части – разработке индивидуального образовательного маршрута – мы определяли индивидуальную траекторию развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Изучение индивидуальных особенностей детей, более глубокое рассмотрение подходов к развитию творческого воображения позволило нам разработать индивидуальные образовательные маршруты и составить рекомендации по развитию творческого воображения старших дошкольников.
В этой части нашей работы мы разработали карты индивидуального маршрута для каждого ребёнка, в которых отразили следующие компоненты:
1.

3.3. Оценка эффективности формирующего этапа исследования

В соответствии с задачами формирующего этапа, свою деятельность мы осуществляли в двух направлениях: работа с детьми и взаимодействие с педагогами.
Для оценки эффективности проделанной работы нами был проведен контрольный эксперимент, который, как и формирующий мы осуществляли в двух направлениях: работа с детьми и с педагогами. Представим результаты по каждому из них.
Сравнительные результаты изучения уровня сформированности готовности педагогов к реализации индивидуального подхода в ДОУ на констатирующем и контрольном этапах отражены на рис 3.1.
Из рисунка 3.1. видно, что на контрольном этапе количество педагогов с повышенным уровнем сформированности готовности к реализации индивидуального подхода в ДОУ увеличилось на 20%, количество педагогов с базовым уровнем увеличилось на 40%, показатели критического уровня уменьшилось на 60%.

Рис 3.1.

Выводы по третьей главе

В соответствии с задачами формирующего этапа, свою деятельность мы осуществляли в двух направлениях: работа с детьми и взаимодействие с педагогами.
Работа с детьми содержала три этапа:
Первый этап – дифференцирующий. На этом этапе мы выстраивали индивидуальные образовательные маршруты для детей по развитию творческого воображения;
Второй этап – активизирующе-мотивационный. На этом этапе мы стимулировали интерес детей к играм с творческим содержанием, формировали положительное отношение к ним, а также создавали условия для развития творческого воображения посредством реализации индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности;
Третий этап – конструктивный. На этом этапе мы осуществляли работу по развитию творческого воображения старших дошкольников в сюжетной игре, активно применяя руководство этими играми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении ориентированы на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. Для того, чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно понимать, какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на развитие, образование и качество его жизни в целом. Соответственно, учет индивидуальных особенностей дошкольников необходим при организации индивидуального подхода в педагогическом процессе.
Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в многоуровневой системе образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В рамках ФГОС одной из ключевых задач педагогов ДОУ является сохранение индивидуальности детей, поддержка в развитии их потенциальных возможностей, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

   

Список использованной литературы

  1. 1.  Аверин, В. А.Психология развития детей дошкольного возраста: учебное пособие  / В. А. Аверин.  - СПб.:  изд-во  Михайлова  В. А. ,  2000.  -  64  с. 
  2. 2. Белкин, Е. Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е.Л. Белкин, А. М. Иванов. - М: Просвещение, 2013. - 128 с.
  3. 3. Бескина, Р. М., Виноградова, М. Д. Идеи А. С. Макаренко сегодня [Текст]: учеб. пособие / Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова.- М.: Знание, 2011.- 80с.
  4. 4. Беспалько, В. П. Психологические парадоксы образования [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. - № 5. - С. 13-20.
  5. 5. Бородай, Ю. М. Воображение и теория познания: К критике кантовского учения о продуктивной способности воображения [Текст] / Ю. М. Бородай. - М.: Высшая школа, 2006. - 150 с.
  6. 6. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество [Текст] / А. В. Брушлинский // Научное творчество. - М.: Наука, 2009. - С. 341-346.
  7. 7. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А. В. Брушлинский. - М., Воронеж: МОДЭК, 1996. - 392 с.
  8. 8. Веккер, Л. М. Психические процессы. В 3 т. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание [Текст] / Л. М. Веккер. - Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 2011. - 325 с.
  9. 9. Венгер, Л. А. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.9-14
  10. 10. Вербенец, А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. – СПб : Детство Пресс, 2013. -215 с.
  11. 11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с.
  12. 12. Гребенюк О. Т. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учебное пособие / О. Т. Гребенюк. Калининград: Янтарный сказ, 2000.- 572 с.
4.94
ketiss35
Дипломные работы, отчеты по практике, курсовые работы, контрольные, рефераты, статьи, тесты, эссе, доработка ваших работ по праву, психологии, экономике, маркетингу, менеджменту, социологии и т.п. Индивидуальный подход. Опыт 10 лет.