На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Наше будущее в наших руках и только от нас зависит, каким оно будет. Светлое и великое, чистое и духовное… Много разных возвышенных эпитетов можно подобрать представлению о счастливом будущем. Мы – современное общество, создаем это будущее уже сейчас, воспитывая наших детей.
Главной задачей современной педагогики является воспитание гармоничной личности, всесторонне развитой, идущей в ногу со временем, успешной, самостоятельной. Это запрос существующей действительности. Весь прогресс человечества зависит от инициативы творческих людей, от наличия таковых. Для великих достижений просто необходима творческая направленность деятельности человека. И за эту направленность отвечает эстетика. Она является ядром в воспитании маленького человека, потому что личность не может считаться полноценной без нравственных, этических, духовных качеств [12].
Формирование эстетической культуры является главным звеном в процессе воспитания подрастающего поколения, потому что ум без души ничто, пустая оболочка, лишенная стержня. Чувствовать, понимать прекрасное, уметь видеть красоту во всем окружающем нас мире, а также творить по эталонам красоты, сопереживать и правильно относиться к людям вокруг. Это все ценнейшие качества высокообразованного, творческого, культурного человека. В последнее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека.
Воспитание эстетически развитой личности становится актуальной потребностью нашего времени, что обуславливает актуальность данного исследования. Приоритетной целью эстетического воспитания является духовно-нравственное развитие личности, формирование у нее качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Эстетическая культура является базисным личностным качеством, позволяющим полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании. Она представляет собой сугубо индивидуальное образование, связанное с интеллектуальным и эмоциональным развитием. Формирование эстетической культуры – процесс поэтапный, в нём задействованы как внутренние механизмы, обусловленные психическими особенностями личности, так и внешние, определяемые средой и условиями деятельности. Таким образом, проблема исследования состоит в установлении условий, предпосылок и климата для формирования эстетической культуры у младших школьников.
Цель исследования состоит в определении педагогических условий, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации программы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
– определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;
– в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;
– выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности.
Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры у младших школьников.
Предмет исследования: использование средств искусства в эстетическом воспитании школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Выявить особенности воспитания эстетической культуры у младших школьников;
3. Охарактеризовать пути и средства формирования эстетической культуры младших школьников;
4. Экспериментально подтвердить влияние искусства на формирование эстетической культуры у младших школьников;
Методологической основой исследования являются фундаментальные научные положения в области формирования эстетической культуры личности (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Л.П. Печко и др.), педагогики и психологии начального образования (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.С. Селиванов и др.)
В данной работе использовались следующие методы исследования:
1. теоретический анализ литературы,
2. наблюдение,
3. педагогический эксперимент,
4. анкетирование,
5. качественный и количественный метод обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в работе учителей для оптимизации процесса формирования эстетической культуры у младших школьников.
База исследования: МБОУ “Новозаганская средняя общеобразовательная школа”, с. Новый Заган Мухоршибирского района Республики Бурятия.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. …