На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе.
Актуальность исследования обусловлена важностью формирования словообразовательных операций у детей старшего дошкольного возраста, как одного из симптомов в структуре нарушения при общем недоразвития речи.
Практически все исследователи, изучающие детей с подобными проявлениями речевого дефекта, отмечают недостатки в овладении ими морфологической системой языка и, как следствие специфические трудности в усвоении навыков словообразования (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, В.А.Ковшиков, Н.С.Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.)
Овладение ребенком механизмом создания новых слов (словообразованием родного языка) признается всеми исследователями весьма важным этапом в речевом развитии. Именно в дошкольном возрасте ребенок научается вычленять морфемы в слове, соотносить их с изменениями в предметах и явлениях действительности, использовать морфемы в процессе создания новых лексических единиц (Д.Б.Эльконин, Д.Н.Богоявленский, А.Н.Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин и др.)
Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости совершенствования логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема определила тему нашего исследования «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня».
Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности. Исходя из этого сформулирована гипотеза.
Гипотеза исследования: возможно, работа по формированию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня будет более эффективной, если:
а) с учетом формы речевой патологии и педагогического заключения формировать все компоненты речевой системы;
б) включить в содержание коррекционно-развивающей работы такие направления, как развитие ассоциативных связей, способов словообразования, которые предусматривают применение различных игр и игровых упражнений для развития различных средств общения;
в) с позиции деятельностного подхода к развитию речи формировать коммуникативную функцию речи в процессе игровой деятельности.
Цель: исследовать проявление нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи и процесс коррекции данных нарушений с использованием дидактической игры.
Объектом нашего исследования является лексико-грамматический строй речи детей с ОНР 3 уровня и пути его формирования.
Предметом исследования является процесс формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальные исследования по изучению словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
3. Проверить рабочую гипотезу в процессе обучающего эксперимента.
4. Изучить эффективность экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составляют основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип единства диагностики и коррекции развития аномальных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний, наглядности, систематичности, последовательности обучения и индивидуального подхода к детям (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход к анализу речевой деятельности у детей с речевым недоразвитием (Т.В. Ахутина, Р.Е. Левина, Л.С. Выготский и другие).
В коррекционной работе, как и в иной, при работе с детьми, важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильному словообразованию. При диагностике, а также контроле основным методом был педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.
Методы исследования: были выбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования, в соответствии с целями, задачами и гипотезой работы; анализа психолого-педагогической, методической литературы, педагогический (констатирующий, формирующий) эксперименты; качественный и количественный анализ полученных результатов, изучение педагогической и медицинской документации на ребенка; наблюдение за деятельностью детей и ее анализ; изучение и обобщение педагогического опыта, математическая статистика.
В главе I дипломной работы представлен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Здесь излагаются общие вопросы речевого развития, этапы развития речи, особенности речевого недоразвития и особенности словообразования при общем недоразвитии речи. Глава посвящена теоретической постановке вопроса о проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста, ее значении в жизни детей. В этой главе раскрывается предмет исследования: дидактическая игра – как средство коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Глава II является экспериментальной, и содержит методику исследования словообразования детей старшего дошкольного возраста, организацию формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и их статистическая обработка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– предложенная методика выявления уровня сформированности навыков словообразования может быть использована учителями-логопедами и воспитателями ДОУ специальных групп при планировании и подготовке к коррекционно-развивающей работе;
– отобранное содержание по формированию навыков словообразования повысит результативность коррекционно-логопедического воздействия и может быть рекомендовано к использованию в специальных дошкольных учреждениях.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 34 «Филиппок».
Структура работы: дипломная работа, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами….
Актуальность исследования обусловлена важностью формирования словообразовательных операций у детей старшего дошкольного возраста, как одного из симптомов в структуре нарушения при общем недоразвития речи.
Практически все исследователи, изучающие детей с подобными проявлениями речевого дефекта, отмечают недостатки в овладении ими морфологической системой языка и, как следствие специфические трудности в усвоении навыков словообразования (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, В.А.Ковшиков, Н.С.Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.)
Овладение ребенком механизмом создания новых слов (словообразованием родного языка) признается всеми исследователями весьма важным этапом в речевом развитии. Именно в дошкольном возрасте ребенок научается вычленять морфемы в слове, соотносить их с изменениями в предметах и явлениях действительности, использовать морфемы в процессе создания новых лексических единиц (Д.Б.Эльконин, Д.Н.Богоявленский, А.Н.Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин и др.)
Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости совершенствования логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема определила тему нашего исследования «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня».
Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности. Исходя из этого сформулирована гипотеза.
Гипотеза исследования: возможно, работа по формированию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня будет более эффективной, если:
а) с учетом формы речевой патологии и педагогического заключения формировать все компоненты речевой системы;
б) включить в содержание коррекционно-развивающей работы такие направления, как развитие ассоциативных связей, способов словообразования, которые предусматривают применение различных игр и игровых упражнений для развития различных средств общения;
в) с позиции деятельностного подхода к развитию речи формировать коммуникативную функцию речи в процессе игровой деятельности.
Цель: исследовать проявление нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи и процесс коррекции данных нарушений с использованием дидактической игры.
Объектом нашего исследования является лексико-грамматический строй речи детей с ОНР 3 уровня и пути его формирования.
Предметом исследования является процесс формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальные исследования по изучению словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
3. Проверить рабочую гипотезу в процессе обучающего эксперимента.
4. Изучить эффективность экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составляют основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип единства диагностики и коррекции развития аномальных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний, наглядности, систематичности, последовательности обучения и индивидуального подхода к детям (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход к анализу речевой деятельности у детей с речевым недоразвитием (Т.В. Ахутина, Р.Е. Левина, Л.С. Выготский и другие).
В коррекционной работе, как и в иной, при работе с детьми, важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильному словообразованию. При диагностике, а также контроле основным методом был педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.
Методы исследования: были выбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования, в соответствии с целями, задачами и гипотезой работы; анализа психолого-педагогической, методической литературы, педагогический (констатирующий, формирующий) эксперименты; качественный и количественный анализ полученных результатов, изучение педагогической и медицинской документации на ребенка; наблюдение за деятельностью детей и ее анализ; изучение и обобщение педагогического опыта, математическая статистика.
В главе I дипломной работы представлен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Здесь излагаются общие вопросы речевого развития, этапы развития речи, особенности речевого недоразвития и особенности словообразования при общем недоразвитии речи. Глава посвящена теоретической постановке вопроса о проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста, ее значении в жизни детей. В этой главе раскрывается предмет исследования: дидактическая игра – как средство коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Глава II является экспериментальной, и содержит методику исследования словообразования детей старшего дошкольного возраста, организацию формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и их статистическая обработка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– предложенная методика выявления уровня сформированности навыков словообразования может быть использована учителями-логопедами и воспитателями ДОУ специальных групп при планировании и подготовке к коррекционно-развивающей работе;
– отобранное содержание по формированию навыков словообразования повысит результативность коррекционно-логопедического воздействия и может быть рекомендовано к использованию в специальных дошкольных учреждениях.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 34 «Филиппок».
Структура работы: дипломная работа, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами….