На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Долгое время пол (то есть биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что некоторые личностные черты людей являются универсальными, а некоторые традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Гендерные стереотипы накладывают весьма серьезный отпечаток на нормы поведения и характер взаимодействия мужчин и женщин в коллективе.
Большинство исследователей выдвигают универсальные «бесполые» модели детей и подростков, не учитывающие гендерно обусловленные особенности мышления, поведения и личностных качеств воспитанников. Но реализация современного личностно-ориентированного образования возможна только в том случае, если созданы благоприятные условия для развития, самоидентификации и самореализации учащихся в учебе и межличностном взаимодействии. Это требует, в частности, учета гендерных особенностей важнейших социально-психологических черт. В частности, предполагается, что лидерский стиль и межличностное взаимодействие у лиц различной гендерной принадлежности различается.
Основы гендерного психологического подхода были заложены рядом видных зарубежных и отечественных ученых (С. Бем, Ш. Берн, Т.В. Бендас, И.С. Клецина, И.С. Кон и др.).
Вопросы лидерства изучаются в рамках нескольких различных теорий – харизматического лидерства, теории черт (Е. Богардус, Р. Кеттелл, Т. Ньюком), определяющей роли последователей (У. Сэнфорд, Дж. Холландер), синтетических развернутых теорий (Ф. Фидлер, Р. Стогдилл), гуманистическхи теорий (Р. Лайкерт, Р. Блейк и др.). В России лидерология развивалась в рамках нескольких школ: ленинградской (Е.С. Кузьмин, Т.В. Бендас, А.И. Захаров, Б.Д. Парыгин, Р.Л. Кричевский и др.), московской (А.В. Петровский), курско-костромской (Л.И. Уманский), петербургской (Н.Н. Обозов и др.). Феномен лидерства в детских и подростковых коллективах раскрывают Е.А. Аркин, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин. Психология межличностных отношений подробно исследована в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, И.С. Кона, Н.Н. Обозова и др. Обзор литературы показывает, что работ, изучающих гендерные различия в аспекте лидерских устремлений и стиля лидерства, недостаточно. Тема нашего исследования представляется весьма актуальной.
Целью исследования является выявление гендерных различий в использовании лидерского стиля в межличностном взаимодействии у подростков 14 – 15 лет.
Объект исследования: гендерные и социально-психологические особенности (стремление к лидерству, межличностное взаимодействие) подростков 14 – 15 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь осознания гендерной принадлежности, стремления к лидерству, особенностей межличностного взаимодействия у подростков 14 – 15 лет.
Нами выдвигаются гипотезы исследования о том, что:
1) уровень развития осознанности гендерной принадлежности связан со стремлением к лидерству, при этом у мальчиков наблюдается прямая зависимость, а у девочек – обратная;
2) существуют различия в стиле межличностного взаимодействия подростков, проявляющих различный уровень стремления к лидерству.
Исходя из предмета и цели, в работе ставятся задачи:
1) изучить понятие гендера, его социальную обусловленность и механизмы формирования в онтогенезе;
2) провести обзор важнейших положений теорий лидерства, показать связь стиля лидерства, личностных черт и межличностного взаимодействия;
3) охарактеризовать ключевые признаки межличностных отношений и их гендерные особенности;
4) провести эмпирическое исследование взаимосвязи осознанности гендерной принадлежности, стремления к лидерства и особенностей межличностного взаимодействия у подростков 14 – 15 лет;
5) проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ психологической литературы, теоретическое сравнение и обобщение), опросный метод, тестирование, количественная и качественная обработка данных.
Базой эмпирического исследования стали 9-е классы Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 1250» г.Москва. Выборку составили 120 подростков в возрасте 14 – 15 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его материалов и выводов в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждений.
Структура работы. Работа содержит введение, две главы и пять параграфов, выводы по главам, заключение, библиографический список (55 источников). Объем работы составляет 70 листов. …