Часть выполненной работы

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается большой рост дошкольников, которые имеют те или иные речевые нарушения. Правильно понять саму структуру общего недоразвития речи, ее причины, а также соотношения первичного и вторичного дефекта, всё это является необходимостью для отбора детей в различные специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных методов и приемов коррекции, для предупреждения наслоения возможных осложнений в школьном обучении.
Проблема развития речи детей является актуальной, так как сам процесс идет параллельно с развитием мышления. Благодаря освоению языка, грамматического строя речи, ребенок способен рассуждать, задавать вопросы, делать определенные выводы, отражать связь между предметами и явлениями окружающей действительности.
Игра, является ведущим видом деятельности для дошкольников. Она оказывает большую роль во всестороннем развитии, в воспитании и обучении ребенка с нарушением речи. В первую очередь, в игре ребенка происходит познавательное развитие, так как игра способствует углублению и расширению его представлений об окружающей среде, происходит совершенствование психических процессов, внимания, памяти, мышления.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Ю.П. Азаров, М.М. Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, О.С. Газман, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, и др.
Основные научные подходы к объяснению причинности появления игры следующие:
– теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г. Шурц);
– теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн);
– теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер);
– теория религиозного начала (Й. Хейзинга, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, М.М. Бахтин, А.В. Соколов и др.);
– теория отдыха в игре (Х. Штейнталь, Л. Шалер, Патрик, М. Лацарус, А. Валдон);
– теория духовного развития ребенка в игре (К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, А.С. Макаренко, К. Левин, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин);
– теория воздействия на мир через игру (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев);
– связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Ф.Шиллер);
– труд как источник появления игры (В.Вундт, Г.В.Плеханов, П.Лафарг и др.);
– теория абсолютизации культурного значения игры (Й. Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, С.Лем).
Но проблема формирования игры у дошкольников с речевыми нарушениями недостаточно изучена. В связи со сказанным возникает противоречие между необходимостью дальнейшего изучения игровой деятельности дошкольников с нарушением речи и недостаточным количеством исследований по проблеме формирования игровой деятельности. Данное противоречие послужило выбору темы выпускной квалификационной работы «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи и ее коррекция».
Цель исследования: выявить особенности игровой деятельности и разработать программу, направленную на ее коррекцию.
Объект исследования: процесс становления игровой деятельности дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: особенности и коррекция игровой деятельности у дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: уровень сформированности игровой деятельности будет выше, если в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи использовать специально разработанную коррекционную программу.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме игровой деятельности.
2. Изучить особенности игровой деятельности у детей с нарушением речи.
3. Разработать и апробировать коррекционную программу направленную на дальнейшее формирование игровой деятельности у дошкольников с нарушением речи.
4. Провести сравнительный анализ состояния игровой деятельности до и после коррекционного воздействия.
Методологические основы исследования:
– учение Л.С. Выготского о единстве закономерностей развития психики нормальных и аномальных детей;
– положения ученых о развитии игровой деятельности у детей: Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского, Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др.
– изучение особенностей проведения игр и их видового разнообразия (Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова, М.А. Васильева, Н.Я. Михайленко).
Методы исследования:
– теоретические: анализ научной литературы.
-эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, повторный эксперимент), количественный и качественный анализ результатов исследования, наблюдение, беседа.
Практическая значимость проявляется возможностью применения разработанной нами коррекционной программы воспитателями, специальными психологами, родителями при устранении у дошкольников с нарушением речи трудностей возникающих в игровой деятельности.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №1, г. Шадринск.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (58 источников), приложения (5).
Полученные данные проиллюстрированы таблицами (9), рисунками (8). …
   
4.71
alinasibem
Являюсь магистром Кубанского государственного университета. Кафедры Мировой экономики и менеджмента. Имею большой опыт в написании работ по экономики и статистики, а также в решении финансовых задач.