На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества детей с задержкой речевого развития
(Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева и др.).
Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, О.Е. Грибова, О.С. Павлова,
Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др. указывали на то, что у детей с задержкой речевого развития имеются
в дальнейшем трудности формирования самоконтроля общей произвольной
и речевой деятельности.
Т.Б Филичива и Г.В.Чиркина указывают, что особо остро, у детей данной категории, стоит проблема формирования предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
Недостаточность самоконтроля речевой деятельности негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, в дальнейшем усвоение школьной программы. (И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, И.Ю. Левченко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.).
В работах А.А. Венгер, Е.Н. Винарская, М.И. Лисина, в качестве предпосылок самоконтроля речевой деятельности описаны следующие действия: слуховое сосредоточение, зрительное сосредоточение, вслушивание в обращенную речь, осмысление инструкции, поэтапное
ее выполнение, регуляция деятельности словом взрослого.
А.А. Венгер, М.И. Лисина, Г.М. Криницина описывают этапы формирования предпосылок самоконтроля произвольной деятельности
и предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
А.Р. Лурия описал этапы и содержания форм самоконтроля речевой
и произвольной деятельности детей дошкольного возраста.
Несмотря на степень изученности проблемы логопедической работы
по формированию самоконтроля речевой деятельности, существует явное противоречие между необходимостью определения содержания работы
по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста и недостаточностью конкретных методических разработок, включающих направления и приемы логопедической работы
по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста».
Объект исследования: взаимодействие формирования предпосылок устной речи и предпосылок формирования самоконтроля речевой деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать направления
по формированию предпосылок самоконтроля общей речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между предпосылками формирования устной речи и предпосылками формирования самоконтроля речевой деятельности.
Вероятно, для формирования предпосылок самоконтроля речевой деятельности необходим комплекс специальных приемов и упражнений формирования предпосылок устной речи содержащих следующие приемы:
• формирование сенсорно-перцептивных механизмов речевой деятельности;
• активизации речемыслительной деятельности;
• опоры на онтогенез развитие речевой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования для определения степени разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Исследовать предпосылки речевой деятельности и предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
3. Определить и апробировать основные направления, приемы и методы работы по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста.
Методологическая база исследования:
1. Положение о коррекционной направленности процесса обучения
и воспитания (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. В. Занков, В.В. Коркунов, Д.Б. Эльконин).
2. Положение о закономерностях развития ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский,
М.С. Певзнер и др.).
3. Логопедические принципы (Р.Е. Левина):
• принцип системного строения речи;
• принцип тесной связи речи и мышления;
• принцип развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, нейропсихологической, логопедической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: сбор и анализ анамнестических данных, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, качественный
и количественный анализ полученных данных.
База исследования: исследование проводилось на базе центра образования и туризма ООО «СмартЛайн» г. Тюмень.
Теоретическая значимость исследования заключается
в теоретическом обосновании важности и необходимости проведения специальной работы по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные направления, а также полученные экспериментальные данные могут быть использованы в практической деятельности логопедов, воспитателей и родителей.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретической и двух практических), заключения, списка литературы
и приложений….
(Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева и др.).
Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, О.Е. Грибова, О.С. Павлова,
Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др. указывали на то, что у детей с задержкой речевого развития имеются
в дальнейшем трудности формирования самоконтроля общей произвольной
и речевой деятельности.
Т.Б Филичива и Г.В.Чиркина указывают, что особо остро, у детей данной категории, стоит проблема формирования предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
Недостаточность самоконтроля речевой деятельности негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, в дальнейшем усвоение школьной программы. (И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, И.Ю. Левченко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.).
В работах А.А. Венгер, Е.Н. Винарская, М.И. Лисина, в качестве предпосылок самоконтроля речевой деятельности описаны следующие действия: слуховое сосредоточение, зрительное сосредоточение, вслушивание в обращенную речь, осмысление инструкции, поэтапное
ее выполнение, регуляция деятельности словом взрослого.
А.А. Венгер, М.И. Лисина, Г.М. Криницина описывают этапы формирования предпосылок самоконтроля произвольной деятельности
и предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
А.Р. Лурия описал этапы и содержания форм самоконтроля речевой
и произвольной деятельности детей дошкольного возраста.
Несмотря на степень изученности проблемы логопедической работы
по формированию самоконтроля речевой деятельности, существует явное противоречие между необходимостью определения содержания работы
по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста и недостаточностью конкретных методических разработок, включающих направления и приемы логопедической работы
по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста».
Объект исследования: взаимодействие формирования предпосылок устной речи и предпосылок формирования самоконтроля речевой деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать направления
по формированию предпосылок самоконтроля общей речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между предпосылками формирования устной речи и предпосылками формирования самоконтроля речевой деятельности.
Вероятно, для формирования предпосылок самоконтроля речевой деятельности необходим комплекс специальных приемов и упражнений формирования предпосылок устной речи содержащих следующие приемы:
• формирование сенсорно-перцептивных механизмов речевой деятельности;
• активизации речемыслительной деятельности;
• опоры на онтогенез развитие речевой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования для определения степени разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Исследовать предпосылки речевой деятельности и предпосылок самоконтроля речевой деятельности.
3. Определить и апробировать основные направления, приемы и методы работы по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста.
Методологическая база исследования:
1. Положение о коррекционной направленности процесса обучения
и воспитания (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. В. Занков, В.В. Коркунов, Д.Б. Эльконин).
2. Положение о закономерностях развития ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский,
М.С. Певзнер и др.).
3. Логопедические принципы (Р.Е. Левина):
• принцип системного строения речи;
• принцип тесной связи речи и мышления;
• принцип развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, нейропсихологической, логопедической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: сбор и анализ анамнестических данных, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, качественный
и количественный анализ полученных данных.
База исследования: исследование проводилось на базе центра образования и туризма ООО «СмартЛайн» г. Тюмень.
Теоретическая значимость исследования заключается
в теоретическом обосновании важности и необходимости проведения специальной работы по формированию предпосылок самоконтроля речевой деятельности у детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные направления, а также полученные экспериментальные данные могут быть использованы в практической деятельности логопедов, воспитателей и родителей.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретической и двух практических), заключения, списка литературы
и приложений….