На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Одной из основных задач современной теории и практики воспитания ребенка дошкольного возраста является формирование его жизненной компетентности, то есть совокупности физических и интеллектуальных качеств человека и способностей, которые ему необходимы для полноценного существования. Во ФГОС ДО указано, что дошкольное образование как начальное самоценное звено гибко реагирует на современные социокультурные запросы, предоставляя необходимую ребенку качественную информацию, помогая ему реализовать свой природный потенциал, ориентироваться на общечеловеческие и национальные ценности. В частности, среди основ ФГГОС ДО указаны: создание благоприятных условий для формирования личностной зрелости ребенка, его базовых качеств; компетентностный подход к развитию личности, сбалансированность приобретенных знаний, умений, навыков, интересов, намерений и личностных качеств, и волевого поведения человека, формирование целостной, реалистической картины мира, основ мировоззрения. Поэтому система дошкольного образования должна быстро реагировать на требования современного общества. Современное общество – это «информационное общество», которое требует нового поколения граждан, способных быстро и оперативно ориентироваться в различных источниках информации, усваивать и практически применять новые полезные знания. Предпосылки овладения средствами восприятия различной информации, ее творческой обработки закладываются в процессе развития умений ориентироваться в окружающем мире. Новейшие психологические исследования показывают, что, познавая, контролируя предметно-пространственную среду, человек реализует свои индивидуальные способности, утверждает себя субъектом деятельности (М. Безруких, М. Семаго, Н. Семаго и др.). Умение ориентироваться в окружающей действительности, выделять и усваивать ее наиболее существенные моменты являются необходимым условием овладения различными видами деятельности. Вышеуказанное свидетельствует, что одним из приоритетных направлений работы ДОУ должно стать целенаправленное развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста как базовой основы для развития интеллектуальной, социальной, творческой и других сфер личности ребенка. Проблема ориентации в пространстве чрезвычайно разноплановая и имеет универсальное значение для всех сфер деятельности человека, пронизывает разные стороны ее взаимодействия с действительностью.
Способность ориентироваться в пространстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем (Б.Г. Ананьев, Р.И. Говорова, А.А. Люблинская и др.). Особенно актуальна проблема освоения пространства детьми с задержкой психического развития, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности. (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, З.М. Дунаева, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, С.Г. Ералиева, Л.Н. Кассал, К.С. Лебединская, Е.А. Стребелева и др.).
Анализ имеющихся в настоящее время научных трудов отечественных ученых (И. Г. Марковская, В. И. Насонова, Г.В. Макоедова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Зайцева Е. И. и др.) показывает, что имеется недостаточно исследований, специально посвященных изучению, развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у детей – сирот с ЗПР. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Пространственные представления развиваются у детей медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. Основными принципами психического развития ребенка, обуславливающими возможность познания им пространственных отношений, являются: творческий характер развития; социокультурный контекст развития; сензитивность в усвоении языка, знаков, символов, сенсорных эталонов, предметных и умственных действий; деятельность и общение как движущая сила развития; средства обучения и воспитания; зона актуального и ближайшего развития.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития не все аспекты остаются изученными, в частности крайне мало исследований в области развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития через сюжетно-ролевую игру.
Цель – теоретическое обоснование проблемы развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития и разработка комплекса мероприятий/программы, направленной на развитие пространственных представлений у детей данной категории.
Объект – пространственные представления у детей с задержкой психического развития.
Предмет – процесс развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза – правильно организованная сюжетно-ролевая игра выступает эффективным средством развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
Методы исследования: …
Способность ориентироваться в пространстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем (Б.Г. Ананьев, Р.И. Говорова, А.А. Люблинская и др.). Особенно актуальна проблема освоения пространства детьми с задержкой психического развития, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности. (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, З.М. Дунаева, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, С.Г. Ералиева, Л.Н. Кассал, К.С. Лебединская, Е.А. Стребелева и др.).
Анализ имеющихся в настоящее время научных трудов отечественных ученых (И. Г. Марковская, В. И. Насонова, Г.В. Макоедова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Зайцева Е. И. и др.) показывает, что имеется недостаточно исследований, специально посвященных изучению, развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у детей – сирот с ЗПР. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Пространственные представления развиваются у детей медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. Основными принципами психического развития ребенка, обуславливающими возможность познания им пространственных отношений, являются: творческий характер развития; социокультурный контекст развития; сензитивность в усвоении языка, знаков, символов, сенсорных эталонов, предметных и умственных действий; деятельность и общение как движущая сила развития; средства обучения и воспитания; зона актуального и ближайшего развития.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития не все аспекты остаются изученными, в частности крайне мало исследований в области развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития через сюжетно-ролевую игру.
Цель – теоретическое обоснование проблемы развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития и разработка комплекса мероприятий/программы, направленной на развитие пространственных представлений у детей данной категории.
Объект – пространственные представления у детей с задержкой психического развития.
Предмет – процесс развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза – правильно организованная сюжетно-ролевая игра выступает эффективным средством развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
Методы исследования: …